Вело-байдарочный поход в июле 2010-го по реке Бердь

Велопробег вдоль Берди планировали давно. Строили планы, намечали точки. Но все как-то не получалось. По разным причинам. Но в этом году что-то изменилось. Мы просто собрались и поехали вместе с ребятами из турклуба «Экватор». Они — на традиционный сплав на байдарках по Берди, а мы на вело-авантюру.

Закидали байдарки, палатки, котелки и жратву в нанятый ПАЗик. И велики тоже запихнули, хотя водитель недовольно на это ворчал. Часа в 4 вечера были на своротке с Маслянинской трассы в Пайвино. Там велосипедистов катапультировали. А ребята поехали дальше в Пайвино, на берег Берди. Собирать байдарки.
Мы же вспрыгнули в седла великов и понеслись в Маслянино, затем, по более или менее нормальным дорогам через Бажинск и Александровское, а потом все дальше и дальше — по проселкам — к деревне Егорьевское. Там была первая наша точка. Знаменитая в местных спелеологических кругах Егорьевская пещера.

По пути было много всяких мелких приключений, небольших переправ и убитых проселочных дорог. Но в целом этот этап примерно в 40 км прошел удачно. Добрались до Егорьевского, затем вышли на трассу на Суенгу и нашли нужный поворот к пещере. Здесь нас ждал долгий трип по зарослям травы в человеческий рост. Пришлось бросить велики в кустах, чтобы не таскать их за собой.

Вышли на координаты пещеры. Её в этом месте не оказалось. Была большая воронка в земле. Но самого входного отверстия не нашли. Решили, что вход в пещеру замыло землей. В последствии выяснилось, что координаты у нас были чуток неверны. Но унывать некогда. Заложили рядышком клад и в путь! Ехать-то еще далеко, а дело идет заметно к вечеру.
Следующий пункт — река Суенга. Там нужно посетить клад и искупаться. А то уже начали пропитываться потом и репеллентом от всяких летающих насекомых, которых явно было в избытке. Дорога хорошая, и эти несколько километров пролетели незаметно.

Речка встретила нас приятной свежестью и очищением от пыли и грязи. От нее мы уезжали в эйфории от удачно начатого путешествия, от простора вокруг, от чувства свободы и непередаваемого словами ощущения радости движения….

Начало заметно темнеть. Закат обалденный. Рука потянулась за фотиком. О ужас! Его нет! И тут я вспоминаю, что аккуратно сложил его на берегу Суенги, когда купались и фотались. А потом мы так и уехали. А он, бедный, остался лежать на камушке.

Нужно было бы вернуться. Но от Суенги мы уже примерно час крутили педали. И почти все время по затяжному тягуну вверх. Да и усталость уже давала себя знать. Сумерки сгущались, а впереди еще оставались километров 30 до Маслянино и еще неизвестно сколько до стоянки наших с палаткой и едой.

Короче — предал я своего верного друга фотоаппарата, который долгие годы служил мне верой и правдой. Дай Бог ему хорошего нового хозяина!

А мы двинулись дальше. В Маслянино въезжать не стали. Решили двигаться по прекрасной дороге по правому берегу Берди на Чупино.

Где-то на этом отрезке мы и въехали в 16 июля…

Езда ночью на велике- это нечто! Великое изделие китайских тружеников — светодиодный фонарик! Он висит себе на ремешке на лбу, а руки свободны! По какой бы дороге мы не ехали, по асфальту или по просёлку, всё прекрасно видно, где колдобина, а где грязь. Заранее замечаешь всякую живность, коров там или кошек, или ёжиков. Их глаза призрачно светятся в темноте.

Сначала дела шли просто здорово. Проскочили Чупино. Немного заблудились на выезде, но все же нашли дорогу на Пайвино. Потом уже за Пайвино, пришлось немного поплутать в поисках брода через Бердь.

Ну а на левом берегу начались наши неприятности. Необходимо было найти грунтовку и ломануться вниз по течению. Нашли. С горем пополам, немного поблудив в темноте. Потом и вовсе начался бред. По идее нужно тупо ехать по этой дороге как можно ближе к месту стоянки. Но на одном из перекрестков почему-то решили, что правая дорога правильнее. Она, к сожалению, сильно забрала вправо и в результате мы выехали к Берди и практически полностью повторили ее изгибы в данном месте. Но и это было бы не страшно, если бы дорога по которой мы ехали не пропала.

Попытка пробиться по азимуту закончилась полным фиаской. Забрели в болото, а далее и вовсе уперлись в небольшую но глубокую речку. До стоянки по прямой оставалось около двух километров. Но пришлось выбираться и пробиваться по тому же азимуту, но уже не к нашим, а хотя бы к дороге, по которой ехали изначально. Не просто пробиваться напрямую, а обходя болота и густые заросли кустарника.

Пока мы с Пашей бродили по болотам, ночь закончилась. Стало светать и на траву выпала обильная роса. Если в болотах мы промочили ноги, то бродя по траве и крапиве, которая вымахала выше головы, мы промокли полностью. Но это ж лето! Тепло, уже светло, и мухи пока еще не кусают. Они проснулись немного попозже, когда мы уже выбрели на дорогу и помчались по просторам Маслянинского района.

Ехали, впрочем, не так уж и долго. Заметили тропку через поля, идущую в нужном нам направлении. Она привела нас на плохонькую, но проезжую грунтовку. Там мы умудрились на перекрестке снова поехать не туда. Вернулись. По дороге попали на пасеку, где нас облаяла свора из симпатичных белых щенят и их мамы. Мама, к счастью, оказалась на привязи, а вот щенята долго преследовали нас. Потом отстали.

А мы сначала пилили по дороге, потом, увидев, что дорога принимает влево, пошли по азимуту прямо через лес. Оставалось уже совсем немножечко!

Последний рывок, и вот он — лагерь. Ребята только начали просыпаться. Вдоль палаток бродили сонные дежурные. А тут мы. Окруженные кучей радостных мух. И преследуемые тремя веселыми белыми щенками! Вот ведь бестии. Не отстали, а шли по следу!

Это было немного странно, но после ночного путешествия совершенно не хотелось спать. Есть хотелось, это да. Пить очень хотелось. А вот сна — ни в одном глазу. С едой же и питьем в лагере не было проблем. Мы с жадностью набросились на оставшийся со вчерашнего вечера шашлык. Его наготовили столько, что хватило и нам и собакам.

А потом наступил пароксизм довольства. И в этой блаженной неге мы решили дать отдых нашим уставшим тушкам и первую половину дня посвятить водному туризму. Это немного не спортивно, но что сделано, то сделано. И, кстати, велики неплохо грузятся на байдарки!

Сплавляться гораздо легче, чем ездить по пересеченной местности на велосипеде, постоянно заезжая куда-нибудь в ненужные места, возвращаясь в поисках правильной дороги и снова заезжая в очередной тупик. Тут главное не сгореть на палящем солнышке, которое мало того что светит сверху, еще и отражается от воды, пытаясь спалить те места, которые вообще-то не предназначены для этого. И еще попа сильно устает….

Но эти трудности нам нипочем. Мы с ними легко справились. И к обеду были возле Собачьего камня. Пока готовили этот самый обед, Паша успел сгонять наверх навестить клад.

А потом была вкусная и сытная еда и очередной пароксизм довольства…

А потом — снова в путь. И снова на великах. Но в этот раз обошлось без экстрима. Мы просто выбрались на трассу между Никоново и Кинтерепом и помчались по дороге. Можно было доехать до Берёзово и оттуда свернуть по местным грунтовкам в сторону Берди и Соколиного камня. Но это не для нас. Мы решили ехать вдоль речки, поэтому в Кинтерепе съехали с трассы и покатили по лугам. Благо там тоже есть небольшие дороги. Местные куда-то ездят на своих автомобилях и мотоциклах.

Это конечно добавило впечатлений. Во первых, дорога не везде хорошая, во вторых в районе ур. Барышево наткнулись на небольшой овражек, пересекающий наш путь – левый почти пересохший приток Берди — Каменушка.

Дорога уходила куда-то влево, явно объезжая препятствие. Ну а мы попёрлись продираясь сквозь кусты, карабкаясь через овраг по поваленному дереву, таща на себе верных велосипедов.

Зато получилось короче!

Потом уже в пределах видимости Соколиного камня я почему-то решил, что где-то есть дорога, выводящая прямо к вершине его. В результате мы поднялись далеко от речки и всё время вверх, но от Соколиного камня только удалились. Развернулись и быстренько скатившись с горки вернулись к речке. Потом опять же быстренько по очень даже неплохой грунтовке доехали к подножию Соколиного камня.

Наши байдарочники уже были на стоянке на песчаном пляже на другом берегу. Игорь, увидев нас, подогнал свою байдарку и мы загрузили туда велики. А сами полезли на Соколиный.

Вид оттуда обалденный. Бердь видна на много километров как вниз по течению, так и вверх. Со всеми её изгибами, мелями и перекатами. Красиво.

А вечером был костёр и концерт. Влад с Сашей замечательно сыгрались на двух гитарах. Так душевненько у них получалось, что опять почти не спал…

17 июля, проводив наших байдарочников, мы двинулись в сторону деревни Верх-Ики. Целью была пещера Крохалёвская. Но  этот день был совсем «не мой». Начали сказываться бессонные ночи. Тяжко было крутить педали. К тому же топографические карты, вбитые в GPS весьма устарели. Там где на них указаны дороги, там их может и не быть, а оказаться может прекрасное поле льна или заросли берёзки. Селения, ещё живые на карте зачастую предстают в виде развалин. А значит и нет уже дорог, ведущих к ним…

Короче, мы хорошо покрутились по полям, сделали приличный крюк, но всё же добрались до Верх-Иков. До пещеры оставалось всего 8 км. Но и времени потрачено ужасно много. И сил. А эту пещеру ещё нужно найти. Ну в общем оставили мы Крохалёвскую пещеру на потом…

А решили сгонять к «Гроту на Берди«. Там планировали перебраться на другой берег и таким образом добраться к очередному месту стоняки Экватора. Но и тут получилась фиаска. С трассы ушли немного рано. Путь нам преградил лог речки Пихтовка. Перебираться через него не хотелось. В результате просто съездили к пляжику в районе «бухты Глубокая». (По крайней мере мы его так называем. Там действительно глубоко, почти нет течения и прекрасный пляж). Искупались. А вот перебираться на другой берег здесь нет смысла. Глубоко. Но это не самое плохое. Что ты будешь делать на крутом склоне, покрытом смешанным лесом, высокой травой и буреломом? Мы конечно крутые ребята, нам дороги не нужны. Но всему есть мера.

Вернулись обратно на трассу и рванули к Новососедову. Там выбрались на старую дорогу вдоль речки Ик, которая когда-то вела к броду у Старососедово. Но теперь она просто идёт вдоль Ика до Берди. А участок дальше заброшен и потихоньку зарастает. Но ехать можно. А когда до стоянки оставалось по прямой метров 800, мы опять просто свернули в чащу леса и вывалились на берег, уже практически не отбиваясь от кучи мух и всякой другой нечисти. Берег в этом месте заросший. Вплотную к воде стоит смешанный лес. Но Игорь всё же нашёл местечко, где смог припарковать байдарку и эвакуировать велики на другой берег. А мы с Пашей плюхнулись в воду и долго отмыкали в благодатных водах Берди….

А вечером было награждение участников соревнований. Ребята сегодня устроили массовый старт и выясняли, кто из них самый крутой байдарочник. Нас тоже за что-то наградили….

А потом жарили оладушки и снова пели… Спал мало…

Но это уже не важно. Последний день самый короткий и скучный. От стоянки доехали по грунтовке до Старососедово, а оттуда — прямой путь в Легостаево, где мы вновь воссоединились с байдарочниками и откуда увёз нас ПАЗик назад в цивилизацию…