Мертвая железная дорога

Раннее субботнее утро. Темно. Накрапывает дождь. Хочется спать. Дрыхнуть бы себе в уютной постельке. Но нет. Несет нелегкая. Нужно успеть на первую электричку от Сеятеля до города. А там пересадка на паровоз до Чулыма.
Идею поездки почерпнули из отчёта Всеволода Абрамова. Под впечатлением прочитанного появилась задумка съездить на мертвую железную дорогу, посмотреть на вымершие станции, одиноко стоящие навечно закрытые семафоры, на насыпь без рельсов и с вывороченными из нее шпалами. Хотелось добраться до теперь уже совершенно нежилой и заброшенной станции Лось и заложить там клад.
Вот почему этим мрачным утром я вывел свой велосипед, надел рюкзак, погладил кошку Феню на прощание, и поехал по тёмным улицам.
Оказывается, они действительно у нас тёмные. Фонарей мало.  Много мест, где двигаться приходилось практически на ощупь, если это можно применить к езде на велосипеде.  Добрался всё же удачно. Нигде не попал в яму, не заехал в грязь и даже никого не задавил. Забрался в почти пустую электричку и отрапортовал Паше, что уже еду. Встретимся в городе. Благо до станции Центр недалеко.
Десантируюсь на платформу. Начало светать, поэтому легко нахожу Пашу, и уже вместе спешим на место следующей посадки. Хотя спешить особо не надо. Ждали минут 20 под нудным дождиком. Спрятаться с великами негде. Ну да не сахарные.
Электричка на Чулым тоже была практически пустой. С нами в вагоне еще человек 7. Эдак, наша железка тоже загнется, и её разберут, как и ту маленькую на севере.
Начиная от Дупленского пошли озера и болота. На берегах много охотников. Стоят лагерями и отдельными палатками. Их очень много. Уток же видели всего четыре. Бедные создания!
Вот и Чулым. Высадились. Контрольная СМС домой и в путь.
Первым номером нашей программы был поиск клада в Чулыме.
Из отчета геокэшера PbICb (это Паша):

29/08/09 Совместно с qwerty (это он меня так называет) попробовали найти тайник.
От станции, на которую мы приехали на электричке, до тайника было что-то около 4.8 км.
Заехали в лес, по дорожке свернули к поляне. Место хожее и захламлённое. Кучки мусора, пустых бутылок, пластиковых пакетов. В точке закладки нашли что-то похожее на куст (среди берёзок оно было единственное). Фотографий для определения в описании нет. У основания много разных пакетов, присыпанных листвой и травой.
Короче говоря, не нашли.

Добавить особо нечего. Общее впечатление – не понравилось. Описание тайника гораздо лучше самого тайника. В результате, накрутив лишние 10 км и потратив около часа своего драгоценного времени, мы двинулись ко второй точке нашего путешествия – тайник за деревней Васильевка с мрачным названием “Мертвая ЖД”.
Дорога не сложная. Сил немерянно. Двигаемся быстро.
Поражает простор наших краев. Ужас сколько пустого места! Вокруг дороги сплошь болота и озера. Где есть возможность, там прижились берёзки и осинки. Хорошо. Здесь тоже время от времени попадались охотники. Но их не так много, как вдоль железки.
Погода вроде налаживается. Тучки, правда, бегут. Но солнышко тоже светит во всю. Ветерок приятный дует. Тепло. И пыли нет. Ехать — сплошное удовольствие.
В первом часу въехали в Васильевку. Пообщались с местными. Расспросили дорогу до бывшего переезда с ЖД. В их словах сквозила явная ностальгия по тем временам, когда дорога еще существовала. Не знаю, за кого они нас приняли, но прозвучало предположение, что мы исследуем возможность её восстановления. Просто им очень этого хотелось.
К часу дня мы были в лесу возле мёртвой железки. По GPS выходило что-то около 900 метров. Сложили велики и рюкзаки у приметного дерева и пошли по азимуту в поисках тайника. По лесу двигались не долго. Быстро уткнулись в насыпь железки. Причем, пока не вышли прямо на неё, даже и не возникало мысли, что она здесь. А, оказавшись на насыпи, сомнений не осталось. Явно видна просека, хоть и сильно заросшая. Под ногами – гравий, тоже уже покрывшийся слоем почвы. Кое-где шпалы торчат. Но идти легко. Только иногда попадаются ямы от вывернутых из земли при демонтаже шпал. Ну, под ноги смотреть никому не помешает.
Очень быстро дошли до березок, описанных автором закладки. Сразу же нашли клад. Впечатления от клада и места очень хорошие. С предыдущим – никакого сравнения!
Из отчета геокэшера Рысь:

«Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!»
Н. А. Некрасов
Да-а, уж. Рельсы, костыли, накладки. Даже столбы линии эл.передчи. Всё вынесено. Запустение, буйство трав и кустарников.
В этом мы (PblCb и qwеrty) убедились, приехав на место 29 августа. Добрались от Чулыма в ходе двухдневной веловылазки до Пенька.
Деревню проехали насквозь и метров через 200 свернули на правую дорогу, потом по полю. Оставили велосипеды, и в лесок.
Насыпь обнаружилась только на подходе. Немного прошли по насыпи. Тайник нашли. Уже более года сюда никто не заглядывал. Судя по оплавленному пакету и контейнеру за этот год тут пустили пал, но зарослям кустарника это никак не повредило…

На обратном пути нас немного полило дождиком. Вернувшись к оставленным вещам, устроили обед. Около двух часов дня двинулись дальше. Точнее, сначала поехали назад к Васильевке, потом назад к Бочино, а уж потом дальше в сторону поселка Пенёк – последнего жилого места, где есть дорога.
Проехали мимо Куликовского и через 5-6 км от него нашли бывший переезд в районе 33-го километра мертвой дороги. Ничего, правда, особенного. Просто шпалы сохранились. И костыль в грунте закатан. И просека в обе стороны. Заросшая очень. Но пока все же явная.
А еще километров через 10 дорога ухудшилась. Здесь, похоже, прошел сильный дождик. Верхний слой грунтовки превратился в липкую субстанцию, накручивающуюся на колеса наших великов. Она застревала на крыльях, на раме и тормозах. Колеса переставали крутиться. Приходилось останавливаться, отчищать все от налипшей грязи и ехать дальше. Но опять не далеко.

Пробовали двигаться по обочине, но там к грязи добавлялась еще и трава с листьями, а уж эта смесь забивала все зазоры гораздо эффективнее. Так бились километров пять. Очень устали. Весь график рушится. И, о чудо! По пустынной грунтовке несется грузовая газель!

Взмах руки, и вот уже мы шустро мчимся в Пеньки в кузове вместе с чьим-то сломанным мотоциклом. Так, проехав 25 км, мы в половине седьмого оказались в Пеньке!
Сразу видно, что это бывшая крупная станция. Еще стоят козловые краны. Еще сохранилась проржавевшая железнодорожная техника. И здание станции стоит без окон, без дверей. Ну и насыпь в обе стороны уходит в даль.
Поговорили с местными. Нет, говорят, дороги до Лося. И там никого и ничего нет. Хотите – пробирайтесь по путям. Но сами местные туда не ходят. Не зачем более 30 км ноги бить.
Мы все же поехали. У нас же там цель! Около 3-х км удалось проехать прямо по насыпи. Вполне приличная себе дорога. Далее все заросло. Но в лес вдоль бывшей железки уходит нормальная лесная дорога. Поехали по ней. Ну, поехали – это громко сказано. Где пешком, где все же на колесах. Так пробились километра на 4. А к цели реально приблизились и того меньше. Дорога забирает на север и Лось к нам не приближается. Устали. Сели отдохнуть и обсудить ситуацию.
Время идёт к ночи. До Лося мы сегодня не доберемся. Если будем пытаться туда пробиваться завтра, то домой к вечеру уже точно не попадем. Ни от Лося, ни от Пенька другой дороги до цивилизации, кроме той, по которой мы приехали, нет. А это значит, что мы лузеры. Что цель нашей экспедиции не будет достигнута в этот раз. Пора поворачивать назад. Но в планах есть задумка вернуться и завершить начатое дело.
Развернулись и двинулись обратно. Добрались до насыпи. Заметно стемнело. В деревню ехать нет смысла. Решили остановиться здесь. И место под стоянку нашлось очень хорошее. Эти полянки используются под покосы, и у местных здесь устроено все для отдыха. И столик с лавочками, и костровище готовое. Поставили палатку, разожгли костер. Очень вовремя. Пошел сильный дождик, а у нас уже все вещи спрятаны. Хотя готовить пришлось все же под дождем. Зато поели уже без него. Он, наверное, был не голоден и с нами за стол не сел.
А вокруг – красотища. По краям полянки толпятся деревья. От земли поднимается небольшой туман. Было хоть и сыро, но тепло. Над нами немного полетала сова, высматривая добычу. Потом, правда, улетела куда-то. Тихо. Немного все портили доносящиеся из деревни трескот мотоцикла и собачий лай. Но мы на это внимания не обращали.
И вот, в последних остатках дня, в сумерках, почти как наяву, мимо нас уже несется призрачный поезд по мертвой железной дороге. Беззвучно стучат невидимые колеса по несуществующим рельсам. В окнах вагонов видны довольные люди, едущие домой на последней электричке, куда-нибудь в Лось или в Мальчиху, а может и даже в саму Пихтовку, далеко на север области, после успешной субботней ярмарки в Пеньках. Весело и громко слышен гудок, и все видение уносится вдаль, сквозь траву, сквозь пробивающиеся через гравий деревья, по вывороченным и разбросанным в беспорядке шпалам…
Ночью несколько раз начинался и прекращался дождь. Утро было хмурым и неприветливым. Наскоро позавтракали, быстро собрались и в обратный путь.
В начале дело шло хорошо. Но потом снова попали в зону грязи. Продвижение резко замедлилось. В довершение ко всему, в устройство для переключения скоростей моего велика вместе с грязью попал камень, и его немного поломало. Подшаманили чуток. Вроде едет. Но сил в грязи мы потратили ужасно много. Потихоньку дорога подсыхать стала. Уже на подъездах к Куликовскому снова попали в грязь. И из-за увеличившейся нагрузки переключение скоростей окончательно сломалось.
Сняли его. Расклепали и укоротили цепь. Двигаться можно. Хотя с длинной цепи не угадали. Она автоматически уходит на седьмую скорость и очень сильно натягивается. Тяжко. Хотя реально ехать и не пришлось. Дорога в деревне – сплошное месиво. Идём по обочине. Постоянно останавливаемся и очищаем колеса от грязи. Пытаемся поймать попутку. Но с великами нас не берут. Некуда. Катастрофически опаздываем, но движение продолжаем. Вот уже и конец деревни. Вот уже и перекресток в районе Бочково. Здесь дорога лучше.
Появилась сотовая связь! Звоним домой и предупреждаем, что возможно сегодня не приедем, а заночуем и вернемся завтра с первой электричкой. Паша набирается наглости и звонит Виталию Тимофеевичу, своему отцу, с просьбой выручить нас и приехать в Чулым для нашей эвакуации. Ему обещают подумать над этой просьбой. Но, по-моему, это лишнее. Сами выберемся.
Из сломанного переключателя скоростей изготавливаем регулятор натяжения цепи и пытаемся успеть на последнюю электричку, чтобы хоть в город сегодня попасть. Но наша самоделка часто ломается. Приходится останавливаться и с помощью проволочек и палочек латать устройство.
Вечереет. Медленно, но верно приближаемся к Чулыму. Но тут резко темнеет. Наползает огромная туча. И начинается сильный дождик. Ехать все же можно. Здесь дорога лучше, и, хоть очень скользко, но грязь к колесам не пристает. Мы движемся!
В очередной раз ломается устройство натяжения. И тут у Паши зазвонил телефон. Оказывается спасение совсем близко. Машина уже на подъезде к Чулыму! Они скоро будут. Решаем не чинить ничего больше, а тупо топать пешком, ведя велики на привязи.
Идти очень скользко. Сверху поливает. Темно. Но это уже не страшно. Из-за пригорка видно зарево от фар автомобиля. Вот уже и сам автомобиль. Мы едем домой!

Мертвая железная дорога: 1 комментарий

  1. Знакомая история…. В 70х годах ездили по осени на охоту в Пенек на ваз-2101… так обратный путь от Пенька до Чулыма ехали трое суток…. Зто было что-то неописуемое… в жигули заливали 66-бензин другого в тех деревнях просто не было… машина издавала звуки сенокосилки….
    На дороге невозможно было просто стоять ноги разезжались как на соплях…. Хотя железная дорога в те времена от Кокошино до Пенька работала исправно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


(Обязательно)