Туристы на Укоке (2001 г.)

Глава первая, История вопроса «Почему Укок?», в которой описаны причины приведшие туристов Экватора в глухомань Алтайских гор.

Укок , в соответствии с Большой Советской Энциклопедией «…представляет собой плоскогорье в бассейнах рек Акалаха и Джазатор (истоки р.Аргут). Ограничено Южно-Чуйским хребтом на севере и хребтом Южный Алтай на юге. Высота 2000-2600м, преобладают горные степи и тундро-степи, которые используются как пастбища…».

С туристской точки зрения, Укок — это большая плоскотина состоящая из двух частей — плоскогорье Укок — долины рек Акалаха и Калгуты и высокогорное плато Укок с вершиной Майтобе 3220м. Пологие пупыри, абсолютно безлесые… Вот это обстоятельство — безлесость вкупе с отдаленностью, безлюдностью и романтическим налетом древности привлекли к Укоку мое внимание.

Когда-то, зимой 1980 года я видел огромные пространства белых холмов с пятнами скал , цирками, широкими долинами. Тогда наш путь лежал из Казахстана через западную оконечность Укока в Катуньский, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты на Чуйский тракт. Понадобилось каких- нибудь два десятка лет чтобы собраться с силами и вновь посетить этот район..

Туристская особенность Укока — это его «пешеходность» . Здесь нет категорийных перевалов, нет ледников, однако нет и леса. Укок считается экзотикой и является очень суровым испытанием для туристов — лыжников. Во всяком случае, лыжные маршруты менее «пятерки» здесь не прокладывают. Для пешеходников этот район также экзотичен, т. к. удален, и добраться сюда проблема весьма значительная. Ведь на Алтае много других хребтов, с острыми вершинами, ослепительными ледниками, скальными стенами , дорога до которых гораздо проще и дешевле. Поэтому туристы пешеходники, не долго думая, идут через перевалы Алтая, повторяя горные маршруты, смешивая понятия и особенности каждого из видов туризма. В этом смысле Укок однозначен — это район пешеходного туризма.

Еще одна особенность этого района — налет древности. Археологические раскопки на Укоке, всемирно известные открытия — мумии в вечной мерзлоте захоронений, наскальная живопись, — все это сделало плоскогорье Укок неким археологическим заповедником. Действительно, безлюдность, отдаленность и суровый климат -это прекрасные консерванты следов человеческих на и под землей. Пять лет трудных поисков, открытий и разочарований новосибирских археологов, блестяще описанных академиком Молодиным в книге, которая вышла весьма кстати (к нашему походу), добавили нам желания своими глазами увидеть это легендарное место. Визиты в музей института археологии СОРАН, которые участники будущего похода совершили дважды, высветили два подхода археологов к посещениям туристов мест, связанных с археологическими памятниками. Одно мнение было позитивным — «Вы ходите там, где мы не бываем, поэтому посмотрите, что там, и нам расскажите….». Другое мнение было прямо противоположным — «Туристы ходят бесцельно, лучше бы их не было, особенно там, где есть археологические памятники…».

Так что предпосылки нашего путешествия были налицо, осталось укомплектовать команду, составить маршрут, определить пути подъезда-отъезда,посчитать расходы, собрать продукты, снаряжение и вперед, на УКОК!

Глава вторая, совсем коротенькая. Планирование и программирование, или как мы готовили поход.

Подготовка к походу — вещь весьма своеобразная. Обычно основными подготовительными материалами являются карты и описания мест предполагаемого похода. Часто очень ценным является мнение людей, недавно посетивших район, причем этапам подъезда-отъезда следует уделять очень важное внимание.

На Укок ведут две дороги — со стороны Казахстана, через Усть-Каменногорск, Зыряновск, Урыль, перевал Укок, и со стороны республики Алтай — из Кош Агача. Поскольку Казахстан сейчас заграница, то, в основном, по экономическим соображениям, исходным местом нашего путешествия на Укок бесспорно являлся Кош-Агач. Этот самый удаленный райцентр Республики Алтай, связанный с автобусным сообщением с Горно-Алтайском. (Стоимость билета 235 рублей, рейсы — три раза в неделю — вторник, четверг, суббота). От Кош-Агача на Укок ведет неплохая (по отзывам геологов и археологов) дорога через погранзаставу Тархата. Поскольку поход планировался по наиболее высокой части плоскогорья — плато, то забираться в долину Акалахи не стоило, поскольку «… чем дальше заберешься, тем дольше выбираться…». Наиболее приемлимым казалось расположить базовый лагерь в верховьях Джазатора или на развилке Калгуты — Джазатор, дороги ведущей из Кош Агача. К тому же предполагалось посетить Южно Чуйский хребет (перевал Елангаш, как запасной выход всего лагеря пешим порядком ).

Консультации с геологами выявили проблему погранзоны, поэтому пришлось готовить соответствующие письма, списки, собирать документы. Однако удачное стечение обстоятельств позволило выяснить обстановку на месте и заручиться поддержкой со стороны местных органов власти. Короче проблемы вроде отошли вглубь, пора было приобретать билеты.

Из обилия туристических фирм, обслуживающих автобусное сообщение с Алтаем выбрать ничего не удалось, поэтому решено было отправиться рейсовым автобусом Новосибирск — Горно-Алтайск.

(Фирмы предпочитают возить «своих» клиентов , а группу в двадцать человек«левых» в один конец перевозить им явно не выгодно.) Телефонная связь с Горно Алтайским автовокзалом показала, что заказать места на Кош Агач довольно просто, главное приехать вечером и выкупить билеты.

Туристическое планирование нашего мероприятия заняло немного времени и сил, поскольку над этим маршрутом я думал не один год. Главное — это пройти по плато, посетить Майтобе, почувствовать себя в центре Алтая. Состав экспедиции включал две походные группы — «единичку», «тройку», а также базовый лагерь. Наиболее продолжительный выход из базового лагеря предполагался для «тройки» — восемь дней. За это время мы должны пройти траверсом плато Укок от перевала Аккол до Майтобе и спуститься в Кара-Булак и вернуться долиной Аккола в базовый лагерь. Планы «единички» были несколько проще — самое длительное отсутствие их в лагере предполагалось в течение пяти дней.

Снаряжение особых проблем не вызвало. Некоторое беспокойство вызывали примуса, ведь мы шли в безлесую зону. К тому же бензин тащили с собой из Новосибирска и это добавило хлопот при упаковке груза.

Глава третья. Начало пути, описывающая необычайные приключения случившиеся с нами при достижении заветной цели.

27 июля. Пятница.

Ранее утро. Не спалось. Острый запах бензина разносился по восьмому этажу второго подъезда- пришлось срочно менять одну из емкостей для горючего.

К шести часам у школы стал собираться народ, подъезжали машины. Папа Славы Татарского приехал на «Газели», и основная масса грузов и людей миновала утомительную поездку на электричке. Другая часть участников и грузов расположилась в «Тойоте» Хуснутдиновых и вскоре мы выгрузились на посадочной платформе Новосибирского автовокзала. Через некоторое время к нам присоединились Паша и Виктор Иванович. Можно было загружаться, однако возникла проблема с нашим грузом. Водитель автобуса — весьма суровый на вид человек вначале заявил, что груза он возьмет столько, сколько влезет в багажное отделение, а остальное его не интересует. Затем он предложил взять груз в салон за штуку, но когда груз был оплачен в кассе, вообще отказался ехать. После получасового препирательства он все таки согласился ехать, но наш бюджет был подорван на три сотни рублей. Впоследствии водитель размягчился, особенно когда разговоры коснулись наших дальнейших планов до Кош Агача, и даже предложил телефон, чтобы заказать авто до самого места. Правда суммы он называл в два-три раза превосходящие расчетные. Вообще , чем дальше от пункта посадки, тем фантастичнее цены за проезд.

Дорога пролетела довольно быстро, солнце весь день было скрыто низкой облачностью, когда подъехали к Горно-Алтайску — пошел дождь. Так под дождем и провели разгрузку на автовокзале. Не успели все выгрузить, а уже попали под атаку частных извозчиков. Нас предложили отвезти в Кош Агач прямо сейчас, обещали составить даже колонну, чтобы мы с нашими драгоценными рюкзаками утром уже насладились отдыхом в горах. Правда стоимость этих предложений для нас была совсем нереальной. К тому же, когда извозчики заявили, что автобусы в Кош Агач вообще не ходят (а мы-то знали, что автобус завтра!) стало ясно, что здесь пахнет, мягко говоря, недобросовестной конкуренцией. И действительно, зайдя в автовокзал к диспетчеру, мы встретили самый радушный прием. Нам предоставили место для ночлега в помещении автовокзала и срочно организовали продажу билетов (чтобы мы не передумали и не уехали на чем нибудь еще). За стенами здания лил дождь, а мы заняли скамейки, поужинали домашними припасами и легли спать, расположившись по всему залу ожидания…

28 июля. Суббота.

Утром развели примуса, быстро позавтракали и стали готовиться к посадке. Наши соседи по ночевке — водники из Кирова также хотят уехать в Кош Агач , но автобус не резиновый, нас и так много… Поэтому, выяснив наши планы, ребята собрались и куда — то удалились. Посадка прошла под пристальным вниманием диспетчера. Наш багаж и мы сами заняли большую часть автобуса, оставив местным пассажирам несколько мест в передних рядах. Дождик не прекращался, поэтому отъезд прошел довольно быстро. Однако, завернув за угол, автобус неожиданно остановился, и мы с удивлением увидели своих соседей -водников по ночевке, которые видимо , заранее договорились с водителями, и, не смотря на внушительный багаж, впихнулись в автобус, несколько потеснив наши ряды. Так, набившись как сельди в бочке, мы и двинулись по Чуйскому тракту. В начале пути всю дорогу лил дождик, который, казалось, никогда не закончится, но после Семинского перевала погода разгулялась, появилось солнце, даже стало жарко. Чувствовалось, что мы едем на юг, становилось все теплее и теплее. Поскольку автобус был набит под завязку и основная часть пассажиров направлялась в Кош Агач — конечный пункт маршрута, то ехали быстро, почти без остановок, например даже не заехали в Онгудай. Автобус потихоньку поднимался в горы, довольно резво проходя ровные участки дороги, и скрипя и гудя, переползал подъемы.

К Кош Агачу подъехали около пяти вечера. Выйдя из узкой долины Чуи, дорога распласталась по обширной равнине, испещренной рыжими и коричневыми пятнами каменистых россыпей и зелеными, чаще уже пожухлыми, травянистыми участками. Поселок Кош Агач оказался довольно разбросанным, благо ровного места здесь вполне достаточно. Автобус остановился в центре и, высадив пассажиров и выгрузив багаж отправился дальше , в поселок, километров за тридцать к монгольской границе.

Оставив народ на остановке, втроем пошли договариваться насчет машины. Сегодня суббота и видимо с транспортом проблемы будут…

Глава четвёртая. Ну вот и приехали!, или некоторые подробности использования автомобильного транспорта в Кош Агачском районе.

28 июля. Суббота, вечер.

После многочисленных перипетий , ожиданий, переговоров наконец нам нашли машину. ГАЗ 66 едва вместил наш коллектив с багажом, и около десяти вечера мы двинулись по ночной дороге на Тархату. Несколько отвлекаясь от основного повествования, следует отметить, что из Кош Агача в Джезатор (это полторы сотни километров) можно найти транспорт — такси ГАЗ 69, частники берут по сто рублей с человека, однако наш багаж уж очень внушительный и нам могла подойти только грузовая машина. Нашел нам машину Александр Петрович Колесников, представитель местного органа власти, с которым мы созванивались по телефону еще две недели назад из Новосибирска. Он поехал с нами в качестве сопровождающего, чтобы с пограничниками не было проблем. Надо сказать, что этого человека в районе очень хорошо знаюти впоследствии, когда нас спрашивали, как мы сюда попали, его имя вызывало уважение. Перед дальней дорогой заехали на заправку. В Кош Агаче на восемь тысяч населения девять автозаправок! И бензин дешевле, чем в Новосибирске.

При выезде из Кош Агача с неба стали падать крупные капли дождя и, чтоб не искушать судьбу , вся наша команда накрылась тентом от палатки. До погранзаставы ехали минут сорок, совсем стемнело, в небе светили огромные звезды, но капало еще довольно часто, поэтому тент так и не снимали. Переговоры с пограничниками прошли быстро и просто, нас пропустили без всяких проблем, заодно договорившись о возможном использовании пограничников в качестве средства связи с Колесниковым. Дальше дорога пошла вверх, машина двигалась более плавно, вписываясь в повороты и изгибы горной дороги. При переезде через реку Тархата машина остановилась по санитарной надобности, уже два часа поездки прошло и все подустали. В пятидесяти метрах от нас увидели какой-то лагерь, как будто туристы , каркасные палатки, и КАМАЗ с будкой рядом. Похоже, что это иностранные туристы, которых возят на Укок. Нас они как будто и не заметили, да и мы не особенно настаивали…

Шофер Сергей в этих местах не первый раз- он большой любитель рыбалки в озерах Укока, особенно в Караколе, поэтому ему хотелось отвезти нас как можно ближе к воде, в общем, найти самое лучшее место. Ну, конечно мы и нашли это место, когда наш ГАЗ врюхался передними колесами в травянистую болотину, совершенно не различимую при ночном способе передвижения. Безуспешные попытки освободиться из болота привели к необходимости ставить лагерь и ночевать. Это было исполнено нашей командой довольно споро, несмотря на отсутствие колышков для оттяжек (ведь шли в безлесый, каменистый район). Наши провожатые также оказались не лыком шиты — пока мы разгружали машину и устраивали лагерь в течение часа, они преспокойно уснули в кабине газика, рассудив, видимо, «…что утро вечера мудренее…», и легли спать, пожевав прихваченных с собой запасов , не отвлекаясь на готовку.

29 июля. Воскресенье.

День Военно-Морского Флота. Утреннюю тишину прорезал треск тракторного движка -Александр Петрович с Сергеем вытаскивали Газон с помощью попутного Беларуся. Процесс этот прошел довольно быстро, и наши провожатые наскоро попрощавшись с немногими проснувшимися после бурно проведенной ночи членами нашей команды, покатили домой… Наконец можно успокоиться и посмотреть вокруг — вот мы и на Укоке! Закончилась эпопея подъезда, можно приступать к реализации основного замысла.

Глава 5. Среди древних и современных скотоводов, или как чувствуют себя путешественники в центре Алтайских гор.

 

29 июля. Воскресенье, утро.

Место для лагеря . выбранное в три часа ночи , особенным удобством не отличается — в двадцати метрах прямо — болото, где застряла наша машина, в пятидесяти метрах вправо — река, в двухстах метрах сзади — дорога на Калгуты. От развилки, где мы собирались останавливаться, по ночи мы проехали километра полтора. Кругом равнина, вокруг, со всех сторон -горы, невысокие, бурые, зеленые, коричневые, с пятнами снежников. Как то не верится, что здесь высота две тысячи триста метров над уровнем моря. Прямо перед нами — долина Джезатора, справа вдоль склона долины виднеется тоненькая полоска дороги. До дороги километра полтора, по карте до Джазатора километров двенадцать. Поэтому решено двинуться двумя группами вниз, в долину Джазатора, оставив на плато две палатки. Затем, найдя место для лагеря, забрать оставшихся людей и снаряжение. Такой план сразу занял много людей. Передовая группа рванула сразу вниз по долине вдоль по реке, не рассчитывая скоро выходить на дорогу.

Вторая группа, вышедшая на час позже, сразу двинулась к дороге. Мне вообще в незнакомой местности доверие внушают больше всего автомобильные дороги, уж если машина прошла, то и мы пройдем…

Поэтому наша группа и двинула к дороге. Наш внешний вид привлек внимание проезжавшего грузовика, и не зря, ведь это был пограничный грузовик, перевозивший дрова в погранзаставу Тархата. Узнав о наших планах, пограничники предложили заманчивое решение наших проблем — перенести лагерь к границе леса в долине Джазатора и отвезти все наше снаряжение и людей, оставленных на развилке Калгуты — Джезатор на машине. Такое заманчивое предложение было для нас очень привлекательным, и мы согласились. К удивлению первой группы, мы подобрали их на дороге и поехали на новое место лагеря. Там мы выгрузились, и взяв несколько человек, отправились в оставленный лагерь.

Приезд огромного «Урала» к оставшейся палатке не прошел незамеченным, но как только мы начали складывать вещи в машину, полил дождь с ветром и градом. Сила ветра была такова, что отдельные капли пробивали влагонепроницаемый тент палатки и оседали туманом внутри. Через пол-часа стихия успокоилась и мы смогли без особых усилий загрузиться в машину и отправиться на место нового лагеря. По пути следования наш командир — старшина заставы Сергей пару раз стрелял сурков, однако отведать сурчатины нам не удалось, слишком шустры эти звери.

Место для лагеря расположено в на левой стороне долины Джазатора, в ложбинке недалеко от ручья. В пятнадцати минутах ходьбы от нас ферма, в общем люди здесь есть. Вечер на новом месте приятно дополнил костер, благо лиственницы здесь достаточно. В верховьях Джазатора, откуда мы спустились видна непогода, гроза, облачность, однако до нас этой погоде пока не добраться.

30 июля. Понедельник.

Утро начинается с …пожара. Один примус забарахлил, пришлось чинить его на месте. Однако завтрак приготовили вовремя. Сегодня у нас разведка- идем к перевалу Жумалы.

Вышли группой пятнадцать человек, взошли на левый склон долины и, перевалив невысокий отрог, очутились в долине ручья Катал. Солнце жарит вовсю, на небе ни облачка, особенно с утра. Двигаемся по скотопрогонным тропам, обходя зеленые пятна болот. На левой террасе ручья обнаружили первые могильники — большие кучи правильной круглой формы выложенные из камней. Это знаменитые археологические памятники Укока — древние захоронения. В дальнейшем мы их увидим еще достаточно много…

На перевал видна дорога, по отзывам местных жителей раньше туда ходили машины, но уже лет двадцать дорога превратилась в обычный скотопрогонный путь. В верховьях Катала пообедали, посмотрели на полу-заросшее озеро, из которого течет правый приток ручья. Выбор пути очевиден- подъем на перевал следует проводить по левому берегу ручья от стоянки чабанов. Обратная дорога в лагерь затруднений не вызвала — двигались по наезженной колее, практически по ровному месту. В общем путь на Укок просматривается вполне. Перед самым подходом к лагерю наблюдали зрелище — грозу, уходящую за угол, причем с радугой. Дело в том, что в верховья Джезатора из верховий Калгуты, т.е. с плоскогорья Укок, проникла непогода — стена дождя, однако она вниз по Джезатору не пошла, а двинулась в правый приток — долину р. Тара. Будто гигантский пылесос живо засосал и дождь и тучи и радугу и раскаты грома вперемежку со стрелами молний. Непогода сегодня в наш лагерь не пришла.

В лагере уже сложили кострище для установки котлов, поставили и укрепили тент, приготовили продукты к предстоящему походу. Жаркая погода днем и теплый вечер как — то успокоили всех и уверили в предстоящей хорошей погоде, однако ночью поднялся сильный ветер, налетели тучи и пошел дождь, как оказалось на все последующие сутки.

31 июля. Вторник.

Утро начинается опять ..с пожара. На этот раз виновник — двухгорелочный примус Виктора Ивановича. Одна из конфорок, отремонтированная накануне, превратилась в огнемет и выдала весь запас топлива через вентиль регулировки горелки. Взбунтовавшийся примус накрыли стеклотканью, огонь погасили. Завтрак задержался, но это не страшно — ведь с утра зарядил дождь, который не прошел и к обеду. Так пол дня провели по палаткам, потом ходили за дровами, обедали под протекающим навесом, разобрали продукты на выход (завтра, если дождь будет не такой сильный пойдем на Укок). Во второй половине дня погода несколько наладилась, появились гости из местных жителей. Первые, кстати прибыли еще вчера и устроили катание на лошадях. В этот раз прибыли гости уже на мотоцикле, т.е. более технически оснащенные, ну а к вечеру даже приехал УАЗик. К концу третьего дня стоянки мы здесь стали уже совсем свои, и даже можем давать советы и помогать отыскивать того или иного местного казаха на расстоянии пяти — десяти километров вокруг. Отметили день рождения Матвея, ему сегодня исполнилось шестнадцать лет.

Глава шестая. Пора в дорогу, старина, подъем пропет…, или как наше путешествие вступило в решающую активную фазу.

1 августа. Среда.

Утро туманное, утро седое, клочья тумана висят надо мною… Дождь был, но был небольшой, поэтому решено выходить. Сборы продолжалиськак всегда до самого последнего момента выхода, однако перед выходом — обязательное фото.

Вышли в 10 00 двумя группами — «тройкой» и «единичкой». Вначале шли одной толпой, однако через пару переходов каждая группа выбрала свой темп движения, благо дорога знакомая и ориентироваться не нужно. Добравшись до террасы могильников пересекли ручей Катал напротив стоянки чабанов. Из вежливости нанесли визит местным жителям и, обнаружив знакомый газик и вчерашнего визитера в наш лагерь по имени Болей, причем состояние его полностью соответствовало имени… Дольше дорога вела нас на перевал Джумалы. Пообедав у маленького ручья в получасе ходьбы от перевала, наша «тройка» отстала от «единички». Дождь тем временем стал моросить еще более настойчиво, поэтому перевал проходили, спрятавшись под накидки. Перевал Джумалы – небольшая щель в плоском массиве отделяющем долины реки Красной и ручья Катал. По перевалу проложена дорога, сейчас трудно проходимая, но видно, что раньше ею пользовались довольно интенсивно, наверху кое где встречаются остатки деревянных столбов – следы электрофикации или телефонизации. Спуск с перевала за сорок минут привел к живописному озеру – Джумалы, недалеко от которого встретили «единичку» – они обедали. После озера тропа стала еще шире, а склон круче , дождь сильнее, ноги – грязнее…

В долине Красной – стоянка чабанов, однако в гости заходить не стали – двинули по дороге вниз. Мельком отметили, что выше стоянки – такие же круги камней как и в долине Катала, тоже наверное могильники. Дождь не располагает к пристальному вниманию по сторонам, однако Игорь Николаевич, зараженный видимо археологическим угаром (как и я) нашел странный валун в промытом потоком русле возле самой дороги. Странность камня в необычности внутреннего угла, как будто угол обработан. К тому же на мокром камне виднеются какие то неровности, как будто пиктограммы. Тщательно запоминает место для последующего изучения при более благоприятных условиях, ведь по плану мы должны здесь возвращаться. Недалеко от камня находим памятник уже другой эпохи – мост через реку Красную. Памятник этот деревянный – лиственничный, собран из здоровенных бревен и скреплен могучими железными скобами. Даже сейчас наверное по нему может пройти грузовик (если конечно сделать соответствующую насыпь). За мостом видна неплохая площадка и мы решаем остановиться на ночлег. Единичка настроена более решительно — ей не терпится дойти до леса, поэтому они идут дальше. Постановка палаток не заняла много времени, примуса у дежурных сбоев не давали, поэтому быстро поели и улеглись спать. Дождик потихоньку прекратился, первый день на маршруте потихоньку закончился.

2 августа. Четверг.

С утра хорошая погода, дождь куда-то исчез, выглянуло солнце. Пока готовили завтрак и завтракали Игорь Николаевич принес дров и развел костер, так что кое — кто кое- что смог подсушить. Вышли в 9-30. Тропа равная, идем наверх в долину Сары Тас. Через час хода обнаруживает лагерь единички. Они вчера стояли с дровами и с костром, однако спать легли только к полуночи, поэтому еще окончательно не проснулись. Мы же бодры и свежи и идем вверх. Недалеко от встречи переправляемся через ручей по камням и выходим на колею. Похоже здесь когда – то проезжала машина, но это было давно и неправда… На противоположном склоне долины виднеется какой-то подозрительный купол, как будто какой то курган. Фотографируем место, может потом, археологи разберутся. Ручей Сары в верхней части перегораживает большая каменная осыпь с левого скального склона долины. Наверху, на скалах видны каменные туры. Сами скалы живописно покрыты лишайникамии имеют цвет от коричневого и серого до иссиня-черного. Наверняка здесь есть наскальная живопись, но нам не до того — время обеда , пора перекус устраивать.

Пока обедали, случилось два события – погода испортилась и подошла наша «единичка». Единичка подошла пораньше, поэтому чаек вскипятили на наших примусах. Похоже горючего у нас достаточно. Теперь дороги у нас расходятся, единичка пойдет на перевал Аккол, а мы направо – под вершину 2800. Перевал Аккол у нас будет на закуску – при возвращении, а теперь вперед и вверх! Во время обеда от Виктора Ивановича (он в единичке) поступило предложение отметить День ВДВ, однако пришлось празднование отложить на потом, нас ждет УКОК!

Через пятнадцать минут после прощания обнаружили стоянку вполне современную, но на ней подозрительный камень, как будто на нем всадник с поднятой рукой. Рядом камень правильной формы, как стела. Воодушевленные такой ценной находкой и, надеясь вписать огромный вклад в каменные летописи Укока , фотографируемся у обнаруженного объекта.

Дальше путь идет вверх по ядовито-зеленым пятнам болотцев, зарослям карликовой березки, немногим каменистым склонам, и все это содержит очень ценный продукт – грибы подберезовики, разной степени созревания, но одинаково нетронутые червями- эта зараза здесь наверху не живет. Поэтому, когда наконец мы вышли из чавкающего, мшистого, мокрого и хлюпающего, то на десерт грибков набрали достаточно. Высоко подниматься не стали, лагерь разбили у небольшого снежника, на выполаживании склона, не дойдя до седловины между вершинами метров сто (по высоте). Ужин разнообразился зажаркой из подберезовиков, сон был крепок, погода – спокойная. Высота здесь практически не чувствуется, поскольку акклиматизацию за все время похода мы прошли уже достаточную.

Глава седьмая. По верхушке плато Укок, или как мы прошли самую высокогорную часть похода.

3 августа. Пятница.

Подъем в 7 30, выход в 9 30, долгие сборы входят в нашу самую почитаемую традицию… Вначале путь прост и очевиден – идем на седловину между двумя горами 2860 и 2840.

Под ногами — каменистая горная тундра, скудная растительность. Идти несложно- переступай ноги и все..

Подойдя к большому снежнику решили отметиться – выложили традиционный уже «Экватор».

Тут и непогода налетела – пол часа лил дождь (видимо чтобы не расслаблялись). Из-за дождя на вершину 2860 решили не ходить, времени нет. Поэтому пошли по плато к перевалу Бугумуюс. Идти совсем нелегко – похоже вечная мерзлота здесь в это время тает, образуются проплешины в вязком глинистом грунте, куда лучше не ступать. Зато вокруг картины впечатляют: слева Монгольский Алтай, справа Южно-Чуйский хребет, спереди и сзади серо-зеленые горбы Укока. Погода впереди стремительно меняется- видно как через плато проходят тучи и облака и картины по сторонам то и дело меняются. Но вроде нет дождя и то хорошо… Идем, стараясь попасть на водораздел, чтобы не угодить в болото , отмеченное на карте. Останцы вершин обращенных к Джазатору оставляем справа в стороне. В начале пути через плато далеко на западе показалась вершина Майтобе, однако потом ее скрыла гора восточнее перевала Бугумуюс. Обедали на полпути к отрогу, закрывающему перевал. На отроге отчетливо виден маленький каменный палец – останец, судя по карте, высотой 7м. Издали он казался песчинкой, но по мере приближения к нему превращался в пальчик, зубик, зуб и так далее… На отрог подняться не удалось, около 17 – 30 погода резко испортилась – с Джазатора пошли облака, начался дождь. Поэтому быстро поставили палатку и предались любимому в последние дни занятию – жарить подберезовики, которых опять набрали изрядно.

Вечером погода прояснилась, однако сзади нас, чуть ниже через плато одно за другим переползали облака и уходили в долину Аккола.

4 августа. Суббота.

Утром собирались в сумрачной промозгло- туманной погоде. Вышли в 9-00. Вскоре пошел мелкий дождь, почти морось. Видимость метров триста. Периодически то проясняется, то заволакивает. Плато Укок работает как перевалка облаков, мороси и тумана. Через час поднялись к каменному останцу на плече отрога, скрывающего Бугумуюс. Останец действительно большой, а главное разноцветный с разных сторон (сизо-черный, розово-зеленоватый, коричневый). Видимо так разукрасили скалу лишайники. Поэтому никаких знаков и символов на камне не нашли. Фото на память и вперед на перевал.

Чтобы взойти на перевал пришлось спуститься с отрога на тропу (или ее подобие) и подняться по крупной осыпи на сам перевал. Наверху видны следы колеи, однако средняя часть подъема на перевал явно непроходима – перекрыта осыпью. Перевал Бугумуюс представляет собой широкое плато между вершинами, сложенными крупной осыпью, поэтому дальнейший пути к Майтобе выбираем в обход западной вершины с юга – там по-положе.

Траверс проходит то крупной осыпи- курумнику, однако здесь курум не слишком покрыт лишайниками, в отличие от Кузнецкого Алатау – видимо высота дает себя знать.

Перед нами восточный склон Майтобе с впечатляющим скальным сбросом в узкий каньонообразный цирк с зеленым пятном озера внизу. Наша задача пройти в седловину севернее этой горы и не попасть в это озеро.

Перед седловиной лежит широкое плато усеянное камнями и скальными «перьями». Вот на это плато мы и попали после обхода вершины западнее перевала Бугумуюс.

Интересно, что справа от плато (с юга) лежит уже упомянутый цирк с озером, а слева (с севера) тоже есть цирк и тоже с озером. Поэтому в условиях плохой видимости можно с каким нибудь из озер и познакомиться. Как бы в подтверждение таких размышлений видимость вдруг резко упала (до нуля) – очередной караван облаков торопился пересечь Укок.

Если вчера облака шли с севера на юг, то сегодня наоборот – с юга на север, а после обеда вообще с запада на восток. Обедали в небольшой ложбинке, укрывшись от дождя тентом каркасной палатки. В палатке было довольно уютно и даже тепло от примусов.

После обеда путь вперед на запад – через плато к подножию Майтобе. Передвижение по крупной осыпи весьма утомительное занятие, поэтому когда представилась возможность пройти метров пятьсот по снежнику в нужном направлении открылось второе (или еще какое) дыхание. Однако до требуемой точки пришлось еще петлять, преодолевая две высоты местного значения (всего-то около 3000м), продираясь через каменные джунгли. Кажется, что в этом месте горы одели ежовые шубки из каменных иголочек, да так и застыли, вздыбившись на кого-то или чего-то. В общем к 18-00 измученные каменистостью дороги, мы спустились с очередного каменного «ежика» к северному склону Майтобе, решив, что наверх сходим завтра.

5 августа. Воскресенье.

С утра решено сбегать на Майтобе, поэтому есть много не стали. На гору залезли довольно резво, прошли пару снежников, разрушенные скалыи крупную осыпь. На горе стоит деревянная триангуляционная вышка, которую мы наблюдали еще позавчера с восточного края плато. Тур есть, но записку в нем найти не удалось. Вернее, что- то вроде записки мы сняли, но разобрать можно было отдельные слова. Позднее я прочитал, что записка оставлена летом 1986 году туристами Барнаульского бюро путешествий и экскурсий. Других следов пребывания организованных туристов здесь найти не удалось, хотя на бревнах виднелись надписи 1992.

Постояв немного на вершине Укока, и даже поднявшись на вышку, начали путь вниз. На память о восхождении прихватили шкворень – здоровенный такой гвоздь, которым скрепляют бревна триангуляционных вышек. Шкворень мы взяли не из вышки, он валялся рядом, так что вреда вышке мы никакого не принесли. На склоне пригревало солнце, снег манил, и вот уже несколько любителей мочить штаны отдались удовольствию использования силы земного притяжения для быстрого передвижения по склону. Нашлись любители, не поленившиеся принести полиэтилен, и катание стало даже небезопасным… Но здравый смысл возобладал (отчасти при помощи пустого желудка) и группа благополучно преодолела это препятствие. Позавтракав на скорую руку собрали лагерь и почти собрались уходить, как из-за склона появились два снежных барана. Архары грациозно и с некоторым любопытством поглядели в нашу сторону и неспешно ушли куда-то в верховья Карабулака. Видимо к людям они относятся осторожно, поскольку дистанцию с нами держали довольно приличную. Так закончилась наша встреча с крупными дикими животными Укока.

Ну а мы двинули вниз – к левому притоку Карабулака, через морены, травянистые склоны, вдоль небольших скал. Спускались часа два до притока, здесь и решили пообедать. По пути нашли заросли золотого корня- родиолы розовой и слегка загрузились. Двигаясь вниз по притоку заметили кучи камней неправильной – какой то треугольной формы. Особенность этих куч – расположение поперек долины, как будто бы здесь лежат остатки оснований стены, перегораживающей долину. Вообще в этих местах, в долине Карабулака возникает какое-то неясное впечатление, что здесь давно жили люди и что все что мы видим имеет какой то скрытый смысл. Конечно это впечатление связано с достаточно интенсивным изучением книги В.И. Молодина о древностях плоскогорья Укок, но усиливается оно от этой замечательной долины. Долина Карабулака достаточно узкая, в сравнении с другими долинами Укока, ручей и его притоки прорезает большой сланцевый массив, и борта долины украшают многочисленные сланцевые зеркала.

Появление карликовой березки и ивы в начале вызвало некоторое удовлетворение – хорошо идем вниз, однако отсутствие троп вместе с увеличением высоты кустарника существенно снизили настроение и повысили потребности в отдыхе. Пришлось даже на пол часа устроить привал с всеобщим разуванием. Привал устроили на мощном каменном выносе возле впадении притока в основной ручей. Передышка оказалась очень кстати, после отдыха и пошли веселее, и тропа, откуда ни возьмись, выскочила. Тропа, конечно, «выскочила» после слияния ручьев, ведь здесь основная дорога из Аккола в Джазатор. После смыва прошлым годом моста через Акалаху левый берег ее стал недоступен местным, а по правому берегу никакой тропы до Джазатора нет. Это мы узнали уже на тропе, когда нас нагнал пожилой казах страдающий с бодуна. Поскольку подкрепить его пошатнувшееся здоровье нам не представилось возможным, то в утешение его больному организму дали две таблетки аспирина или анальгина. На том и простились… Ночевать остановились поздно, встали около тропы на небольшой террасе. До воды далеко, но дальше ровного места близко не просматривается, так что будем стоять тут. Игорь Николаевич обратил внимание на большой камень у тропы – на нем явные следы каких-то петроглифов, однако вечером заниматься исследованиями никто не захотел, поэтому камень использовали по прямому назначению – как удобное место для уединений.

6 августа. Понедельник.

Понедельник, день тяжелый, особенно в тесном ущелье Карабулака. Привыкли мы к просторам Укока и подзабыли, что в горах нормальных утром солнца может и не быть.

Пока собирали лагерь, сходил к камню и попробовал скопировать каменные письмена. Вообще то это даже не письмена, а какой то барельеф, углубления в камне глубиной до двух пальцев, некоторые углубления обработаны, обточены. Виднеется отчетливо какой то птичий рисунок , мы решили, что это сокол балобан, может и не правильно, но красиво. Рисунки расположены на верхней части камня причем камень скрыт на две трети почвой, так что там еще может быть достаточно интересного. Площадь этого чемодана метров восемь, как кухня в панельном доме, масштаб солидный, поэтому это место назовем Карабулакской писаницей. Оставив раскопки и находки нашим последователям, двинулись вниз, к Акалахе. Уже перед самым последним спуском к Акалахе возле тропы,обращаем внимание на круглый валун, почти правильный шар из диорита – белая порода с черными включениями. Как будто памятник или знак. Как он тут оказался, ведь до реки метров десять- пятнадцать высоты. Воистину интереснейшее место этот Карабулак! Кстати, в Карабулаке обратили внимание на огромные туры – метра два – три , стоящие над тропой и видные издалека. Весь этот день мы будем идти в виду таких туров по всей долине Аккола.

Акалаха предстала перед нами ровной белой лентой, шириной метров двадцать-тридцать, причем спокойно-быстрое течение свидетельствовало о приличной глубине. Тут бы я вброд не пошел…

До Аккола дошли быстро, по пути видели какие то ямы на берегу, как будто что то копали и не засыпали. Может это археологи? Но они свои раскопки рекультивируют, то бишь маскируют, значит что то другое.

В долине Акалахи, примерно (по карте) где течет Кальждинкол, видна зеленая палатка, довольно большая, и какая-то машина, тоже зеленая. Может это ночные незнакомцы (гл.4), импортные туристы или археологи. Но на раздумья времени нет. Сегодня нам нужно подобраться под перевал Аккол, а это значит идти долго и нудно.

Река Аккол показалась веселенькой голубой речкой, довольно шустрой, приятно оттененной зеленью берегов. Погода стоит солнечная, и, хотя периодически огромные облака приятно освежают своей тенью, довольно жарко. На подъеме возле тропы обнаружили интересную каменную плиту, как будто отшлифованную с одной стороны. Откуда она появилась здесь, среди моренных выносов, одному Богу известно, однако, пришлась ко двору местному сурку и стала частью обрамления его скромной норки.

На втором переходе по Акколу Игорь Николаевич стал отставать, т.к. мучивший его со вчерашнего вечера зуб разболелся сильнее, и щека стала явно больше размером. Поскольку вечером были использованы практически все традиционные и нетрадиционные средства, включая аспирин, «Спасатель» и еще кое-что, то остался только один выход — больного разгрузили. Хотя уменьшение груза оказалось почти символическим (за два дня до выхода в лагерь рюкзаки сильно похудели), Способ подействовал безотказно – через несколько часов боль притупилась, и опухоль спала, а к вечеру больной потребовал свой груз обратно. Обедали у речки с перевала Бугумуюс. По дороге встретили нескольких пастухов, выяснили, что пропал табун лошадей (больше десятка голов). Мы лошадей не видали, но на всякий случай спросили приметы.

На правом притоке Аккола зашли в стоянку чабанов, справились о здоровье вчерашнего страдальца с бодуна, дали еще несколько таблеток. По притоку наш путь под перевал. Автомобильная колея поднялась на правый берег притока весьма высоко, воду видно, но до нее далеко, а жара стоит — прямо пекло. За день отмахали больше двадцатки, до по жаре. Короче, все устали. Даже курага не вызвала обычного ажиотажа, поэтому встали лагерем, как только колея приблизилась к воде. Усталость – лучшее средство от бессонницы, но не от нашего аппетита.

7 августа. Вторник.

Утро ясное. Тучи появились, когда начали движениена подъем к перевалу Аккол.

Автомобильная колея идет по правому берегу притока прямо вверх, а мы пошли по конной тропе, взбирающейся на левый склон долины среди каменистых россыпей, моренных выходов, болотистых травянистых участков. Погода тем временем начала портиться. Тучи закрыли горизонт, с запада стали доноситься громовые раскаты. Уже почти перед самым выходом на перевал одели накидки, и … вовремя.

Дождик очень быстро перешел в ливень, кажется даже был град, но когда мы поравнялись с туром на перевальном плато, осадки прекратились, на мгновение приоткрыв завесу туч, окутавших Укок. Видимо так Укок прощался с нами! В туре нашли записку нашей группы «единички» и мешочек конфет. Да, видимо в этом году по Укоку ходят только туристы Экватора!

Выждав паузу для торжественного прощания, тучи опять начали свою мокрую работу, и мы отправились вниз — в Сарытас по тракторной колее. У слияния ручьев, на бугорке, пообедали, как-будто никуда и не уходили со дня ВДВ. Воистину, стабильность – признак мастерства!

Путь вниз по Сарытасу ничем примечательным обозначен не был, разве что переправляться через ручей пришлось в другом месте — немного поднялась вода. Но это сильно нас не смутило, перешли все таки по камням. Дождик как то незаметно закончился, да и день подошел к концу. Сегодня в лагерь мы можем дойти лишь поздно вечером. Продукты и горючее у нас есть, поэтому решили не спешить. Остановились на старом месте у моста.

Пользуясь ранней стоянкой, свободные от дежурства любознательные отправились на осмотр окрестностей и добычу сувениров. Мы с Сергеем Николаевичем и Димой изучали развалины, обозначенные на карте как «Артхоз». Развалин мы не обнаружили, поскольку весь строительный материал, видимо, уже использовали в других целях. Однако обнаружили, что развалины оборудованы системой траншей в полный рост, что несомненно выдавало их военную принадлежность. На старой карте это место обозначено как «Погранзастава Джумалы». Видимо так оно и есть. Остатки траншей ограничивают место заставы с уцелевшими фундаментами строений. Помощь в обследовании места, как ни странно, оказали сурки. Эти вездесущие животные устраивают свои норы практически везде, и везде возле нор видны кучи почвы, которые эти природные археологи выбрасывают наружу. Остается порыться в такой куче и находки не заставят себя долго ждать. Так мы нашли части батарей электропитания, а так же даже деньги – две трехкопеечные монеты выпуска аж 1941 года. Отягощенные находками и переполняемые впечатлениями вернулись в лагерь. Здесь нас ожидало известие о поломке пассатижей. Оказалось, что объектом любознательности Игоря Николаевича стал мост, вернее его детали. Дело в том, что скобы, скрепляющие мост изготавливались из тех жезаготовок, что и лошадиные подковы. А вытащить скобу оказалосьделом трудоемким, и даже инструмент не выдержал…

Поскольку дров набрали немало, то вечеряли с костром . Завтра будем дома, точнее в лагере…

Глава 8, Возвращение в родные пенаты., этосладкое слово-«возвращение», или как мы возвращались три раза..

8 августа. Среда.

Утренние сборы прошли быстро, сказывается практика и небольшое количество продуктов. Сразу за мостом у приметного валуна остановились и попробовали найти замеченные ранее петроглифы. В сухом состоянии ничего не проявлялось, поэтому облили камень водой. Затем разгребли почву вокруг валуна (он находился в сухом русле ручья) и сфотографировали . Все таки что то в нем есть странное – как будто его обрабатывали. Если бы его вытащить всего, но это для нас слишком непосильная работа. Оставим тем кто придет после нас и заинтересуется, если конечно валун этот не смоет весенней водой. Поэтому идем дальше.

Дорога знакома, поэтому идти по ней можно довольно быстро. Однако под ногами так и встречаются разные находки. Так, например за пять минут нашли четыре или пять гильз 38 года выпуска от револьвера «Кольт», по крайней мере похожие на такие. А про кости и говорить нечего – вся обочина колеи, особенно неподалеку от стоянки чабанов так и пестрит различными костяными остатками различных скотов различной свежести и различной степенью обглоданности.

Встретились местные парни – рыбаки. Говорят, вчера были на Джазаторе в нашем лагере, и там ждут нас сегодня. Так что все идет по плану…

Поднявшись к озеру Джумалы увидели табун лошадей. Вскоре увидели и пастухов. Оказалось, что мы стали свидетелями развязки истории продолжавшейся почти неделю. Еще на маршруте в долине Аккола местные рассказывали о пропаже табуна белых лошадей – 12 голов. И теперь километров в 60 от того места где пропали лошади табун обнаружился и прямо на наших глазах. Виной пропажи табуна стала кобыла с жеребенком, которая и увела их так далеко. И это со спутанными ногами! Пастухи быстро собрали табун в одну кучу, а вот кобылица подчиняться людям явно не хотела. Она залезла по брюхо в озеро и не давалась местным ковбоям, оглашая широкие просторы, недовольным ржанием и храпом. Но всему приходит конец, и плененная беглянка присоединилась к остальным лошадям. Самое интересное, что она была совсем не из этого табуна и не этих хозяев, однако пастухи свое дело знают и вернут всех животных по адресу. Воистину, в этой глухомани учет и контроль над ресурсами стоит весьма на высоком уровне!

Когда поднялись на перевал Джумалы солнце светило вовсю, мы прощались с плато Укок и шли домой, в базовый лагерь.

Встреча в лагере превзошла все ожидания. Варенье из черники, соленый, вяленый, малосольный хариус были выше всяких похвал. Хотя прошло всего чуть больше недели, все успели соскучиться друг по другу, поэтому обмен впечатлениями продолжался далеко за полночь. Это было возвращение №1 этого похода.

9 августа. Четверг.

Сегодня дневка и подготовка к броску на перевал Елангаш. Двигаться на перевал будем двумя группами вместе. По первоначальному плану предполагалось выйти всем лагерем через перевал в долину р.Елангаш и дальше в Ортолык и Кош Агач. Однако данные разведки показали, что в долине Елангаша машину найти будет гораздо сложнее, чем здесь в Джазаторе, поэтому завтра мы сбегаем на перевал за два — три дня, вернемсяи добудем машину для отьезда в Кош Агач.

Наши любители живой природы открыли сезон ловли сусликов и сурков. Захотелось свежего мяса (свежее мясо было от пастухов, но вот добыть самим, захотелось очень сильно). Поставленные проволочные петли не слишком оправдали ожидания – поймали мелкого сурчонка, есть которого почему-то не хотелось. Сфотографировавшись на память вместе с этим грызуном народ успокоился, животное отпустили, правда придержав собаку. Завхозы готовили рацион на предстоящий завтра бросок.

Глава девятая. Вот и лето прошло, или как мы почувствовали осень в Южно-Чуйском хребте

10 августа. Пятница. С утра ясно, солнечно. Подъем прошел быстро, сказывается привычка. Собираемся выходить, собираем лагерь.

У нас двое приболевших – Слава с горлом и Рустам с мозолями вместо ног. Они остаются в лагере под присмотром медика. Перед выходом – фото на память и в путь!

Дорога в долину Тары проста и очевидна – иди себе по автомобильной колее и смотри по сторонам. Даже переправа через Джазатор особых проблем не составила. В долине Тары дует сильный встречный ветер и несмотря на солнечный день пробирает холодом. Вот и наступила осень в горах Алтая.

Пастухи сгоняют скот, видимо собираются уже вниз на зимовку. Интересно смотреть на работу погонщиков яков – сначала они собирают стадо в одну кучу, делая круги вокруг скотов, затем направляют яков в одно место, куда те перебегают с огромной скоростью, чего совсем не ожидаешь от большой лохматой коровы.

Дорога потихоньку превращается в две тоненькие ниточки следов. Горы приближаются, обхватывая долину сначала зелеными, потом коричнево-красными и, наконец, серо-белыми ручищами склонов. Мы поднимаемся, и хотя подъем незаметен, изменяющиеся виды вокруг говорят о приближении царства камня и льда. К концу дня дошли до поворота долины к перевалу. Подъем здесь уже заметнее, река течетвнизу, левый берег, по которому мы идем, превратился в террасу с неровностями скальных выходов.

Впереди просматриваются зеленые валы древнихморенных выносов, судя по всему до перевала уже недалеко, поэтому решаем становиться на небольших площадках среди каменных глыб недалеко от ручья. За день отмахали километров шестнадцать, и хотя дорога не изобиловала препятствиями, все такимы устали.

11 августа. Суббота.

Для нас суббота – не выходной. Встали пораньше – наскоро перекусили и вперед на перевал. Налегке идти довольно приятно, правда тропа сразу после лагеря устремилась вверх. Река скрылась в ущелье. Неожиданным препятствием стали левые притоки Тары. Эти ручьи прорезали в террасе глубокие ущелья и имеют довольно приличную скорость потока. Переправа по камням стала непростым мероприятием, особенно если хочешь оставить ноги сухими. Такое удовольствие полностью вкусил Паша Тармышев. Балансировать по скользким камням, да еще с биноклем на шнурке и кинжалом в ножнах оказалось непросто. Итогом стали мокрые штаны, ботинки и носки и незапланированный отдых.

За очередным моренным валом открылось ровное место – на карте здесь должно быть озеро но видимо карта здесь расходится с реальностью — озера нет, есть небольшая продолговатая лужа метров тридцать длиной, из которой вытекает ручей. За ложбиной открывается вид на каменистое плато, причем за перегибом окончания плато на видно. Вот так всегдана затяжных перевальных плато- идешь, идешь перегиб за перегибом, а спуска все нет и нет. На плато встретили большой табун лошадей, лошади опасливо на нас поглядели, позволили Матвею себя сфотографировать и унеслись прочь. И тут мы увидели перевальный тур – большую кучу камней. Чтобы не отставать от местных жителей положили в кучу еще несколько десятков камней. Следует сказать, что в верхней части тура камни соседствовали с пустыми бутылками, частично целыми. Соперничать с пастухами в этом деле мы не стали, поэтому добавили в тур только камни. Подкрепившись черносливом, сфотографировали озера на противоположной стороне перевала, кстати его правильное название – Ажу. Конечно сфотографировались у тура и двинули назад.

Путь обратно до лагеря прошел быстро. Так всегда бывает, когда идешь по пути, даже единожды пройденному. Отвлекаешься на новые виды меньше, путь выбирать уже не нужно, память только подсказывает, что еще встретится на пути и сколько осталось до знакомого места. Обратный путь занял около часа (а вверх шли часа два!). Поскольку посещение перевала заняло лишь первую половину дня, поэтому решено сегодня вернуться в лагерь. После сытного обеда (спасибо дежурным, оставленным в лагере заблаговременно!) быстро собрались и двинулись вниз по Таре.

Движение обратно по долине несколько расстроило наши ряды – самые прыткие ушли вперед, самые неторопливые замыкали колонну отряда. На привалах отряд собирался, обменивался впечатлениями, но к концу долины шли уже все вместе. Естественно главным развлечением на тропе стали разговоры, благо уставали в основном ноги и плечи, но никак не языки. Так незаметно дошли до моста через Тару трассы Кош Агач – Джазатор.

При пересечении трассы нам попалась машина – бортовой Урал с раздолбанным кузовом, и веселой компанией казахов. Поскольку нам такая машина очень кстати, пришлось остановиться и провести разъяснительную работу о пользе автомобильного транспорта повышенной проходимости для доставки туристов в Кош Агач. В качестве поддержки столь сомнительного утверждения выступила почти новая тридцатиметровая капроновая веревка с хорошей оплеткой. Аргумент оказал очень убедительное действие – мы договорились уехать отсюда послезавтра утром.

Конечно машина остановилась бы и так, ведь местные люди очень любопытны, да и веселость компании объяснялась употреблением горячительных напитков, вернее одного горячительного напитка – разведенного спирта. Ну а тут туристы — можно на халяву угоститься. Поэтому неизбежность контакта была очевидна. А поскольку горячительного у нас не было (самим не хватало), то веревка очень оказалась кстати. Свою роль сыграло еще обещание угостить в лагере посредника по переговорам , так что послезавтра будет отъезд на историческую родину.

Воодушевленные таким поворотом дела мы вернулись в лагерь . Это было возвращение №2. Конечно, решение проблемы транспорта обрадовало всех в лагере, как и наше быстрое возвращение. Поэтому опять спать легли поздно…

12 августа. Воскресение.

Сегодня день отдыха, день подведения итогов, физкультурный праздник, в общем настоящее воскресение.

В программа дня – соревнования по выпечке оладий, их поедание, домбайский бокс, а также сбор и проверка снаряжения, оставшихся продуктов, горючего, поход за кедровыми шишками и прочие прелести лагерной жизни. Любители рыбной ловли могли посоревноваться с Сергеем Владимировичем, однако сразу можно было сказать, что ни Виктору Ивановичу, ни Леше Шкундре даже и не удалось приблизиться к результатам лидера. Так что хариус у нас опять был свежий, малосольный, вяленый.

День выдался солнечный, теплый, хотя осень и здесь чувствовалась какой-то неуловимой зябкостью, пожухлостью травы. Так и прошел этот день. А ночью поднялся ветер и пошел дождь…

Глава десятая. Путь домой — путь под гору, или как мы возвращались домой.

13 августа. Понедельник.

Утром туман, мелкий дождичек. Готовимся к выходу, собираем палатки, вещи собраны еще вчера. Для дороги приготовили теплые вещи, накидки, все-таки машина открытая. Неожиданно раздался звук двигателя и в наш лагерь въехал заказанный автомобиль. Вначале картина была «Не ждали» потом, «Приплыли», потом «Поехали». С машиной приехало двое взрослых и мальчик (как выяснилось потом студент педколледжа). Шофера зовут Слава, он не пьет и не только потому что за рулем. Наш посредник – позавчерашний активный помощник – Талгат уже слегка навеселе и видимо хочет еще. Сразу скажу, что это желание было неоднократно утолено в процессе поездки, поскольку Талгат ехал в кузове . Отвлекало его от желания употребить не менее горячее желание высказаться. Конечно, в моем лице он нашел очень внимательного и терпеливого слушателя. Благодаря четырехчасовому разговору стала более понятна жизнь здесь, в центре Алтайских гор.

Проезжая Тархатинские озера мы узнали, что под ними грозный Чингисхан зарыл свои несметные сокровища, причем дед нашего собеседника точно знает под каким озером. Сразу на ум приходят самые знаменитые легенды Сибири – о золоте Чингисхана и о золоте Колчака. Нет в Сибири мест, где местные жители не рассказывали бы о знающих стариках, свидетелях далеких лет, которым доподлинно известны места таинственных кладов. Когда проехали озера, дождик закончился. После непродолжительной остановки двинулись дальше. Во время остановки удалось рассмотреть наш автомобиль поближе, особенно впечатлили лысые протекторы ЗИЛа, причем больше всего впечатлились наши женщины – они ведь сидели в кабине и хорошо видели по какой дорогемы едем…

Погранзаставу проехали быстро. К большому удивлению наших провожатых нас пропустили без всяких проверок – вот она забота Александра Петровича!

Остановились на окраине Кош Агача в месте, именуемом «Зеленой зоной». Здесь две примечательности – источник с чистой водой и его обрамление – ограда от коров, навес над столом и скамейками и оригинальный туалет бочкообразной формы сваренный из трубы большого диаметра. Вернее не сваренный, а скорее вырезанный автогеном. Все обрамление железное, столбы расписаны под березки – вот они российские мотивы.. Несмотря на наличие контейнеров и указателя «Мусор» все вокруг засыпано отходами, в основном битой стеклопосудой. Зона отдыха здесь место примечательное, но отдаленное, поэтому местные жители привозят с собой неотъемлимые принадлежности отдыха, а пустые бутылки выбрасывают.

После непродолжительного совещания решили отойти в сторону, в смысле поставить лагерь за дорогой метрах в четырехстах на северо-восток возле неглубокого озера. Местность кочковатая, в низинах мокро, но так спокойнее. И действительно, во второй половине дня у источника то и дело останавливались машины, причем люди из них выходили не всегда, зато пустые бутылки вылетали регулярно. Подъезжали машины и к нам. Народ интересовался кто мы и что тут делаем и чем помочь. Предлагали добраться до Горного, причем в такси по ценам автобуса.

После постановки лагеря группа гонцов сходила в поселок. Игорь Николаевич, верный своим пристрастиям откуда — то натащил дров и развел костер. Вечером поднялся сильный ветер, палатки хлопали тентами, пытаясь вырвать колышки и взлететь, но благодаря общим усилиям это им не удалось.

На вечернем собрании родительского актива решили не спешить и дождаться рейсового автобуса, который идет в среду (послезавтра). Собрание родительского актива неожиданно прервал глухой скрежет – на ночной дороге, метрах в двухстах от лагеря опрокинулся грузовик с дровами. Пришлось прервать заседание и идти оказывать помощь…

Вообще это в порядке вещей, когда мы оказываем кому-то помощь. Так было и на Тянь Шане в 98-ом, и на Чемале в 99-ом. И сейчас помощь была оказана вовремя. Можно сказать, что помощь была оказана комплексная. Во первых мы привели в чувство полупьяных водителя и пассажиров, которые россыпью лежали возле машины, и оказали первую медицинскую и психологическую помощь, во вторых, расчистили дорогу от вывалившихся из машины чурок (в смысле дров). И самое главное, предотвратили большой фейерверк- не дали возможность водителю закурить, сидя в большой луже бензина.

Конечно события и участники этого ночного происшествия останутся в нашей памяти надолго… И водитель, уже совсем уверовавший в свои многочисленные травмы и согласившийся с вредом алкоголизма. И пассажиры, бросившиеся первым делом убирать многочисленные пустые бутылки, высыпавшиеся из кабины. И гаишник, мигом излечивший обезноженного шофера простым окриком «Ко мне !»

Дождавшись приезда представителей ГАИ, следователя и экипажа Скорой помощи с чувством выполненного долга мы вернулись в лагерь. Следует отметить возросшую выучку нашего детского коллектива – они , конечно, все слышали, однако четко выполнили указание — не высовываться- и продемонстрировали сдержанность и выдержку, пресекая попытки отдельных личностей поучаствовать в гуще событий.

14 августа. Вторник.

Сегодня спали долго. Доже приехавшие на разбор завалов (чурок) местные жители не слишком побеспокоили наш сон. События прошлой ночи оказались хорошим снотворным. Утром от ночного происшествия осталась только кора от дров. Лиственничная кора тоже хорошее топливо, поэтому для костра в этот вечер дров хватило с избытком. Днем сходили в Кош Агачузнать насчет автобуса и позвонить родным. Также посетили Колесникова, однако Александр Петрович оказался на выезде, поэтому больше его беспокоить не стали. День прошел спокойно, вокруг Кош Агача ходило облако и поливало дождем то здесь, то там, однако до нас не добралось. Организовали экскурсию для желающих в памятные места поселка (на центральную площадь к памятнику бывшему вождю, рынок, почту и магазины). Вообще место нашего лагеря довольно удалено от центральной части поселка, минут сорок хода налегке, часто туда не находишься, и времени эти походы занимают много, поэтому день прошел довольно быстро. Вечером был большой костер, решено вставать завтра рано затемно.

15 августа. Среда.

Встали в полной темноте. Пока собирались, развели костер, наскоро чего то перекусили и двинулись на остановку автобуса через спящий поселок. Окрестные собаки провожали нас сдержанным лаем, понимая, что мы спешим… Дошли довольно быстро, поэтом у пришлось долго ждать на остановке. Изрядно замерзнув, втиснулись в ПАЗик и вот, прощай самый южный райцентр республики Алтай, а может до свиданья ?

Обратный путь хотя и занял такое же время , но был гораздо беднее на события, видимо наша чувствительность за эти недели притупилась. Вспоминается ночевка в здании автовокзала Горно-Алтайска, где нас запер ретивый сторож. Вспоминается несколько обиженный водитель автобуса до Новосибирска, позволивший бесплатно провезти наш хотя и изрядно похудевший, но еще внушительный багаж. Вспоминается наш пеший переход, последний переход этого похода — марш по Ельцовке от дырки до дома. Как бы то ни было, но в расчетное время – 16 августа, четверг, после обеда, поход на Укок был закончен.

 

Туристы на Укоке (2001 г.): 1 комментарий

  1. Очень приятно читать и вспоминать поход, где был сам! особенно настолько подробный, настолько пошаговый! Спасибо огромное автору! Очень скучаю по клубу и походам, но к сожалению нет возможности возобновить такую практику(((
    Желаю удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


(Обязательно)