Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
В конце октября наши предки отмечали встречу осени с зимой, праздновали сбор последнего урожая.
И происходило это не только на территории нынешней Западной Европы, но и у нас, на Руси.
Известно, что Кельты считали 1 ноября днём смерти. И это вполне объяснимо! Листва с деревьев опала, дни становятся всё короче и короче, солнце садится раньше, а на улице становится холодно.
К концу октября скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, чтобы дотянуть до весны. Конец годового цикла ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни.
Кельты верили, что бог солнца начинает терять силу из-за возрастающей силы господина смерти — Самана. Они считали, что 31 октября Саман собирал духов всех умерших за последний год. До поры до времени духи обитали в телах животных, в наказание за свои злые дела. И вот, в канун праздника в честь Самана (примерно 31 октября) этим духам позволялось вернуться домой и посетить находящихся в живых.
Таким образом Самайн (Самхейн) являлся праздником смерти в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы зарядить Землю теплом умирающего Солнца и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костёр. Вокруг собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось, что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.
Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной. Существовала традиция переодевания в костюмы злых духов. Молодые люди надевали устрашающие маски, скрывающие их настоящие лица, и ходили от дома к дому с лампадами. Лампады изготавливали из репы, для чего её опустошали изнутри, а в стенах вырезали лица. Внутрь репы помещали свечу, чтобы отпугивать злых духов.
Ещё одним популярным занятием на Самайн было гадание. Гадали на яичном белке, яблочной кожуре, жареных орехах (яблок и орехов было много в это время года). Целью гадания было узнать имя будущего супруга, количество детей и место жительства новой семьи.
Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены христианством. В VIII веке Католическая церковь связала языческие обычаи с христианскими Днем всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября).
Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай.
Староанглийское название Дня всех святых за века претерпело забавные лингвистические метаморфозы: All hallow ees – месса всех святых, All Hallow’s Eve – канун Дня всех святых, Hallowe’en — Хэллоуин.
На север и восток Европы зимние холода приходят раньше. Поэтому на Руси приход зимы начинали отмечать в середине октября. Тогда праздновали Покров, или Покровское Свято. Название Покров связано с первым инеем, который покрывал землю. Покров давал старт переходу жизни в зимнее русло. К этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы, начинали топить в домах, девушки усаживались за пряжу, шитье, вышивание и посиделки, наступала пора свадеб. С установлением христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).
Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших, который назывался Осенние Деды (Дзяды) — этот праздник до сих пор сохранился в Белоруссии. Календарная противоположность этого праздника — весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор и оставляли еду для недавно умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай.
Наконец, в самом конце октября наступало Макошье — день «замыкания земли и воды» на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом).
Вот такая вот история. Так переплетаются верования наших предков и Хэллоуин.
Энергетика этого дня очень мощная! Вот и живут праздники близкие по содержанию в разных культурах и с разными традициями.