Имя Макоши имеет два корня: «ма» – «мать» и «кош» – «корзина с зерном». Ей молились о благословении посевов, просили обильный урожай.
Макошь — богиня брака, родов, покровительница девушек, в ее ведении находится типично женское занятие — прядение. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.
Макошь — единственное женское божество, которое стояло на киевском капище, воздвигнутом князем Владимиром, наряду с мужскими божествами. Ее ставили едва ли не на одну ступень с Перуном. Изображали Макошь из «женских» пород дерева, преимущественно из осины, а также ивы, ели, сосны. Ее изображали длиннорукой женщиной, держащей веретено или рог изобилия. С помощью веретена она плела Нить судьбы.
Наблюдается явная ассоциация культа богини Макоши с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы — Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы Норнами, и Фригг — женой Одина, прядущей на своем Колесе. Обычно эти богини в верованиях предстают по трое, вот и Макоши ткать Пряжу Судеб помогают богини Доля и Недоля, связующие нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми.
Макошь — мать ветров и повелительница леса. Часто её изображали на вышивках между двух лосих-Рожаниц. Возможно, именно Макошь является знаменитой Бабой Ягой, которой нас пугали в детстве. В других краях она известна под именами Хель, Кали.
Оберег Макоши – свитая особым образом веревочка, которую носили на запястье руки. Есть предположение, что древнее название славянской общины – вервь (веревка, связка) – сформировалось неслучайно: именуя так свое поселение, славяне надеясь на покровительство могущественной богини.
День Макоши — день, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода засыпают до будущей весны. Им приносят подношения, и просят у Них прощения за всё, чем досадили в течение года.
В день Макоши принято было водить хоровод . Но не обычный, а двухкольцевой. Первое кольцо – внешнее – закручивалось посолонь (по солнцу) – на жизнь, а второе – внутренне – противосолонь, на смерть. С того дня начиналась подготовка к зиме. Женщины приводили хозяйство в порядок, начинали прясть, ткать, шить, готовиться к холодам.
В эти дни делали обережных кукол и посвящали их Макоши. Но в сам день Макоши женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты — наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
Вечером 31 октября устраивался пир. Для пира женщины варили кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарили курицу.
С наступлением темноты наступало буйство духов — силы тьмы радовались наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевали страшные личины.
С приходом на Русь христианства, многие черты Макоши вобрал в себя образ всенародно почитавшейся святой Параскевы, христианской мученицы, погибшей при императоре Диоклетиане. Имя Параскева в переводе с греческого означает «пятница», либо (в переносном смысле) «приготовление».