История реки Бердь неразрывна с Кучумом. Даже её название, по одной из версий, связана с деятельностью хана Сибири. Говорят, что угодья по берегам Берди принадлежали сыну Кучума — царевичу Берди Мурату, а название реки могло произойти от татарского слова «берду» — отдал. То есть Хан Кучум подарил речку сыну. В итоге и повелось — Бердь — отданная, подаренная.
Река Бердь и хан Кучум фигурируют вместе и в легендах, и в исторических статьях.
«В давние времена земля Суенгинская была частью Сибирского ханства. Однажды, когда хан Кучум проходил со своим войском по этим местам, заболел его самый лучший полководец. Остановились татары в месте слияния рек Бердь и Суенга и попытались лекари хана Кучума вылечить больного…. Но напрасны были их старания. Любимый полководец хана умер.
И тогда приказал Кучум захоронить своего верного друга со всеми почестями: в боевых доспехах, на коне, в золотом седле. Небольшой отряд поднялся вверх по реке Бердь, дошёл до ручьёв, (ныне Лешаковки), и свернул в дремучий лес. Выбрали полянку, окружённую вековыми деревьями. Вырыли обширную яму и опустили в неё коня. Покрыли его дорогим ковром, шитым златом и серебром, положили на него золотое седло, надели уздечку, усыпанную драгоценными каменьями, обрядили покойного в золотые доспехи, посадили в седло и засыпали землёй. Образовался холм. На него положили плиту и покрыли дёрном, чтобы никто не нашёл могилу и не нарушил покой захороненного воина. С тех пор это место и называется Золотой конь.»
А раз так, то почему бы Кучуму не сокрыть свои сокровища на отрогах Салаирского кряжа, на берегу реки, принадлежащей его сыну?