Предисловие
Джунгарский Алатау – горная страна расположенная между Северным Тянь Шанем и Алтаем на границе Казахстана и Китая. Этот район мы открыли для себя в 2007 году. Горная двойка позволила познакомиться с Северной Джунгарией, пройти за тринадцать дней пять перевалов и полторы сотни километров по сказочным нетронутым местам. Особенность района – малопосещаемость . За две недели похода мы встретили только одну туристскую группу , с которй вместе и заезжали в высокогорную часть.Как это было, читайте ниже …
Подъезд в район путешествия 29.07 – 31.07 2007 г.
Путь в Джунгарию лежит через станцию Уш-Тобе. Поезд туда приходит поздно ночью или рано утром , кому как приятно. На перроне с трудом отбиваем атаку таксистов, демонстрируя нежелание никуда ехать. Просто мы немного подготовились и в курсе , сколько примерно стоит здесь проезд. Памятуя, что « утро вечера мудренее», оккупируем несколько скамеек в здании вокзала и отходим ко сну. Через два часа поступает достаточно разумное предложение и на двух микроавтобусах наша группа отправляется в город Текели. Уже в 5 00 по — местному мы ежились от прохладного ветерка у автостанции Текели.
Наскоро перекусив , уже переодевшись, звоним по телефону, чтобы узнать как дела с нашими пропусками. К немалому удивлению, на другом конце провода долго выясняли, где мы находимся, а затем минут через десять за нами прислали ГАЗ- 66 с будкой и отвезли в чудесное место – перевалочную базу фирмы СТЕК. Пропуска наши готовы, но их должны подвезти сегодня вечером.
Поэтому располагаемся поудобнее – ставим палатки в саду – под яблонями и сливами, обедаем с чувством , толком и расстановкой.После обеда организуем экскурсии в город , в бассейн, на базар, в общем проходим акклиматизацию. Попутно проводим тренировку на скалодроме,созданном здесь же на базе. Атмосферу радушия и гостеприимства поддерживает сотрудница базы Анна Викторовна, вместе со сторожевой собакой Диной. Вечером далеко за полночь приехал руководитель фирмы Дмитрий Сагуров, с которым выяснили все подробности нашего пребывания в этих местах . Наш отъезд запланирован на завтра.
1.08. первый день похода
Выезд утром не получился, тронулись около 12 дня. В ГАЗ кроме нас вошла и группа из Латвии – хорошие ребята со знанием русского. Они здесь уже две недели, спустились вниз, чтобы оставить заболевшего парня и опять двигают вверх. Движение по дороге вскоре сменяется движением по колее и камням , затем в лесу по грязной канаве вдоль реки Кора.
За три часа движения преодолеваем ущелье Коры и достигаем верхнего лагеря турфирмы СТеК — турбазы «Еловая». Здесь добротные палатки, все удобства, но наш путь еще выше, до отмеченного на карте моста ( которого давно уже нет). Скрипя всеми сочленениями, вздыхая о тяжелой доле двигателя внутреннего сгорания, наш Газик наконец добрался до конца дороги и встал, исполненный решимости пуститься в обратный путь.
Переправа через Кору представляет собой трос, протянутый между деревьями на разных берегах реки. Мы решили пообедать перед дальней дорогой, а латыши двинулись вперед, сразу видно, что акклиматизацию они получили хорошую. Но наша помощь при переправе им не была лишней, и вот они скрылись на противоположном берегу в прибрежных зарослях. После обеда переправились и мы . Изрядно попортив стальной карабин, мы переправились за пол часа. Пригодились новые страховочные системы.
На другом берегу – заросшая травой автомобильная колея и остатки тропы. Похоже , скот здесь не пасется, чабаны не забредают и туристов мало. Часа полтора движения по заросшей колее и все, первая ночевка. Ночь опустилась внезапно , как — то особенно пронзительно звездная, небосвод прочерчивали линии метеоров, Земля входила в метеоритный поток Леониды… Все путем…
2.08.07. второй день похода.
Встали рано, около 7 утра, вышли не очень скоро, примерно в 9-00. Тропа сильно заросла, видны следы движения пешей группы – примятая трава. Двигаемся вверх по долине по остаткам тропы, взбираясь на небольшие увалы и заросшие моренные выносы. Движение вдоль реки затруднено зарослями кустарника. За три ходки вышли к реке Каскабулак.
Здесь, как нас предупреждал начальник местного поисково-спасательного отряда Сергей Рузанов, нам предстояло выяснить в каких отношениях мы с местными водами, пропустят ли они нас или нет. Разведка показала, что при разливе реки на два русла можно использовать лежащее бревно и переправиться на остров, а затем пройти через реку по колено. Так и поступили. Так что в этом случае местные воды нас пропустили.Пол второго, во время обеда начался дождь. Небольшой, моросящий , он вскоре превратился в ливень средних размеров, весьма препятствующий дальнейшему продвижению группы.
На время обеда поставили тент, прямо на тропе , так, что дождь приему пищи совсем не помешал.
К тому времени , когда он затих и прекратился — к пяти вечера , было принято решение стать лагерем и сбегать вверх отнести заброску на вторую половину пути. Что и было сделано, хотя заброску до намеченного места ( р.Шегирбулак) донести не удалось.
Благо с нами был навигатор GPS, который позволил точно определить место заброски и не сбиться с курса при возвращении в лагерь . В лагере нас ждал горячий кисель и каша с соевым мясом – спутник всего нашего путешествия. Отбой в 23 00 завтра подъем в 7 00.
3.08.07. третий день похода.
Встали в 7-00, в 9-30 вышли. Двигаемся гораздо веселее, чем вчера – снижение веса дает себя знать. Влегкую прошли притоки Коры, которые вчера преодолевали с трудом.
4.08.07. четвертый день похода. Утро туманное, пасмурное встали в 8 -00, сходили за заброской , перенесли ее на берег реки . Шегирбулак несколько спал, но вода достаточно мутная.Переправляемся, используя веревочные перила, — первый налегке перешел по камням и закрепил веревку в нешироком месте – ок.15 м. Остальные перешли парами, пристегнувшись к веревке.
Последний перешел со страховкой маятником. Пока переходили реку и переносили заброску, пошел дождь, вода сверху и снизу, как на Зубьях. Пережидать дождь решили в небольшом леске , скорее зарослях кустарника ниже по течению от переправы. Как обычно, поставили тент и заварили обед. После обеда около четырех распогодилось. Учитывая заслуги в преодолении реки и всеобщую мокрость, дальше в этот день никуда не пошли. Поставили лагерь, натащили дров, развели костер и высушили все вещи. Выше по долине леса уже не будет. Ночь ясная, звездная, метеоров много.
5.08.07. пятый день похода. Встали в 7-30, вышли в 9-30. Погода ясная. Утром палатки покрылись инеем, замерзли. Но на солнце они быстро отогрелись и подсохли.Двигаемся по травянистым склонам левого берега Коры. Через час хода подходим к моренным выносам, заросшим кустарником.
Про это место нас предупреждали местные спасатели. Они предпочитают бродить Кору чуть ниже и двигаться левым берегом . Троп совершенно никаких нет, хотя иногда видны какие-то следы. Все таки здесь туристы иногда ходят, а местных жителей нет . Поэтому трава высокая, склоны не загажены, в общем чистый природный уголок!. Моренные выносы сменяются крупной осыпью, затем река разливается на несколько рукавов – долина расширяется. Вдали виден поворот налево – к леднику Сапожникова и прямо – ледник Безсонова.
На обед стали чуть выше впадения реки Южная ( с левого берега). Пока готовили обед, уровень воды поднялся , нашу полянку покрыла сеть мутных ручейков. Бродить реку, несмотря на невысокий уровень воды, совершенно не хочется, поэтому после обеда бодро идем навстречу леднику Безсонова – все таки интересно использовать язык ледника в качестве моста через реку. Что мы и сделали .
Затем слегка спустившись по левому берегу Коры , преодолели крутой подъем в висячую долину реки Водопадная. Название это река получила, видимо из-за крутого падения потока в долину Коры. На ночевку устроились у самого ледника Сапожникова на светло серых песчаных берегах.
Опасаясь ночного дождя с потопом, хорошо окопали палатки водоотводными каналами. Довольные собой и приятно проведенным солнечным днем, отошли ко сну, надеясь, что завтра будет еще лучше. Отбой в 22-00.
6.08.07. шестой день похода. Встали в 7-00, вышли в 9-15 – несомненный прогресс! От места ночевки переходим реку по камням и идем к леднику. Через пятнадцать минут одеваем кошки рядом с языком ледника. С края лед непрочный, тонкий. Осторожно выбираемся на основное тело ледника и начинаем набор высоты по его пологой части , держась правой стороны.
Ледник Сапожникова в нижней части делает крутой левый поворот на 90 градусов ( к реке Водопадная), поэтому его левая сторона в этом месте вздыблена и расчленена множеством трещин. Края правой стороны ледника также изобилуют поперечными трещинами. Наиболее безопасный путь наверх – движение по центральной пологой части между неровностями левой и трещинами правой стороны. Ледник открытый, крутизна в начале подъема 10 – 15 градусов. Затем выше поворота ледника склон выполаживается, появляетсяснег. Толщина снега увеличивается в верхней трети ледника. Здесь идти можно без кошек. Переходим на движение связками – одна двойки и две тройки.
Перевал Сапожникова виден как широкое понижение в центре ледника. На пути к перевалу крутизна склона возрастает до 15 градусов, однако подъем недолгий ( ступенька). Сам перевал – широкое снежное поле между снежной вершиной справа и скалистым гребнем слева. Тур расположен на скалистом гребне, однако записки в нем мы не нашли.
С перевала Сапожникова виден наш дальнейший путь – перевал Вера. Подъем на перевал Вера идет по снежникам между осыпями, поэтому движение связками прекращаем и поднимаемся на перевал свободным ходом, благо снег довольно плотный, и ботинки почти не проваливаются .
На перевал Вера от перевала Сапожникова поднимались около часа. На перевале обед, отдых. Здесь – самая высокая точка нашего путешествия 3680 м . Спуск с перевала заслуживает особого описания. На ледник Безсонова с перевала спускается крупная осыпь высотой 250 метров.
Наверху осыпь лежит в крутом кулуаре ( до 30 градусов) среди разрушенных скал и является весьма подвижной. Здесь движение оптимально короткими перебежками достаточно плотной группы. В средней части кулуар расширяется, причем скалы расположенные справа сужаются до гребешка , отделяющего соседний кулуар и становятся весьма камнеопасными. Скалы слева более пологие, но также требуют пристального внимания. Однако движение вдоль скал гораздо более безопасно , чем движение по живой осыпи в кулуаре. Последняя треть спуска с перевала проходит по склону крутизной 15-20 градусов среди больших валунов и выходов скал. Первое ровное место после спуска с перевала Вера – высокая правая морена ледника Безсонова. До этого места мы спускались два часа.
Еще пол часа пуска и , сбросив метров пятьдесят высоты , пьем из ручейка стекающего с ледника Безсонова. Дальше путь вниз по открытому леднику. Ледник пологий, в нижней части усеян каменными обломками. Крутизна склона возрастает в нижней части ледника до 15 градусов, однако движение без кошек не затруднено из-за неровностей и мелких камней на поверхности ледника. Спуск с языка приводит на левый берег Коры.
На ночевку встали на каменистой площадке метрах в пятистах от ледника в 21 час. Таким образом, в этот день за 12 часов мы прошли два ледника и два перевала 1Б.
7.08.07. седьмой день похода.
Встали поздно, вышли около 10 -00. Сегодня путь вниз по долине Коры до оставленной заброски возле Шегирбулака. Обратный путь отметили, поставив памятную точку – на месте позавчерашнего обеда, где сложено из камней гордое название нашего клуба, на крупном камне приклеили «холодной сваркой» российский рубль орлом вверх.
Довольные собой двинули вниз по долине и в широкой части долины нас ждал приятный сюрприз – группа латышей , с которыми мы простились неделю назад. Пообщавшись, сверив карты и дав друг другу полезные советы, расходимся в разные стороны. Больше в этом сезоне мы их не увидим ( они опередят нас на один день на выходе в г.Текели).
Обратный путь проходит по знакомой местности, поэтому двигаемся быстро – до обеда добрались до заброски. Здесь костер, теплая вода, хорошая погода, в общем полудневка.
8.08.07. восьмой день похода. Встали рано, около семи,вышли тоже рано,около девяти. Двигаемся по правому берегу Шегирбулака через прижимы и заросли в долину, где привольно расположился один из самых крупных ледников Джунгарии – ледник Тронова.
Часа за полтора добрались до языка ледника и двинулись вверх. Кошки не использовали, т.к. продвигались по моренному следу, проходящему почти в центре ледника.
- Перевал Тронова показался не сразу. Вначале прямо была видна скалистая щель перевала Семи(1Б), затем справа показалось снежная седловина пер. Тронова (1Б)между скалистыми вершинами. Для подхода под перевал необходимо пройти центральную часть ледника и повернуть вправо, не приближаясь к скальнам сбросам. При подходе к цирку перед перевальным взлетом слева с вершины, как по заказу , с шумом и грохотом слетел большой бульник, около метра в диаметре. Однако по снегу далеко прокатиться он не смог, поэтому стался лежать недалеко от склона, своим видом напоминая о камнеопасности скальных вершин. Как раз под перевальным взлетом мы и пообедали.
Обычно перевал Тронова ходят в связке с перевалом Кокчетав (1Б), однако известно, что на озере под перевалом Кокчетав есть стоянки. Поэтому решено не форсировать события и заночевать на озере.
После обеда на перевал отправилась первая связка – Игорь и Юра, остальные пошли по их следам. Снежный покров незначительный- на крутых участках ( до 25 градусов ) всего 5-10 сантиметров. Погода солнечная, снег слегка размяк и держит хорошо без кошек. Подъем на перевал от места обеда проходит вначале прямо вверх, затем влево по пологому снежнику.
Сам перевал – широкая каменистая седловина, тур в центре. Высота перевала Тронова 3557 м ( по нашим данным).
Спуск к озеру склон крутизной 15- 20 градусов — чередование снежников и средней осыпи. Озеро состоит из двух частей, стоянки расположены в верхней части. При необходимости дополнительные площадки можно выложить из многочисленных плоских камней. Спуск занял сорок минут. На ночевку встали в 16 30
9.08.07. девятый день похода. Встали 7-30, вышли в 9-30.
Подъем на перевал Кокчетав начинается прямо от озера. Наиболее простой путь — непосредственный подъем в центральной части склона по крупной осыпи с выходами скал в направлении понижения перевала.
Движение в основном на ногах, иногда на «четырех костях». Подъем занял ок. 40 минут. На перевале — «оградка» из сглаженных валунов, с другой стороны – маленькое ледниковое озерцо.
Высота перевала Кокчетав 3525 м ( по данным нашего GPS приемника). Ледник ( правый исток р.Каскабулак) сверху присыпан снегом, в средней части открыт. Двигаемся вначале влево, выбирая более пологий спуск, затем поворачиваем вправо и идем по линии падения воды. Трещин практически нет, язык ледника упирается в песчаные холмы. За ледником – небольшая висячая долина, круто спадающая вниз к небольшому озеру.
Спускаемся левым берегом вдоль бурного ручья, впадающего в озеро. Озеро решили обойти правым берегом, поэтому через ручей пришлось переправляться при его впадении в озеро. На правом берегу озера на песочке устраиваем обед. Надо сказать, что поскольку дальнейший путь проходил в сторону левого истока р. Каскабулак ( а мы спускались вдоль его правого истока), то пришлось опять пересекать ручей, вытекающий из озера, даже не ручей а небольшую речку. Перешли по камням, почти не замочив ног. Тем, кто пойдет по нашим следам , особенно во время высокой воды следует спускаться к озеру и проходить его левым берегом. Тогда никаких речек пересекать не нужно будет.
После обеда пересекли реку и стараясь не терять высоту, двигаемся на северо-запад, пересекая моренные гряды , травянистые полянки и каменистые россыпи. Вскоре показались вершины и перевалы правых истоков Каскабулака. При спуске с очередной моренной гряды обнаружили небольшое озерцо зеленого цвета. Похоже, это «Теплое озеро», про которое нам говорили латыши. Метрах в ста выше от озера – приличные стоянки. Дальше вверх — сплошные морены, поэтому стоим здесь. Желающие приняли водные процедуры в озере. Встали лагерем в 15 — 30. Высота 3055 м. Получилась четвертьдневка.
10.08.07. десятый день похода. Пер.Каменный 2А (1Б) — исток р. Шимбулак.
Подъем 7-00, выход 9-00. За пол часа доходим до языка ледника. Ледник покрыт каменной крошкой , ботинки держат хорошо.
К перевалу идем не по прямой , а огибаем крутые места ледника. Ледник открытый, к выбранному перевалу подъем покрыт снегом. По опыту прошлых перевалов видно, что снеговой покров небольшой 10 – 15 см, держать он будет хорошо и без кошек, главное не выходить на участки, где слой снега совсем тонкий. Подъем на перевал представляет склон крутизной 20-25 градусов длиной метров 50, который выводит на пологую полку покрытую толстым слоем снега.
По полке до перевала метров 100. Перевал представляет собой нагромождение каменных глыб на седловине. Тура, как такового мы не нашли, нашли лишь палку, закрепленную в куче камней. Поскольку перевал по нашим представлениям соответствовал 1Б ( если бы подъем на полку был бы покрыт льдом то это была бы 2А) , мы решили что прошли перевал Карнизный (1Б) и будем спускаться в долину Шимбулака. Смущало только отсутствие записки о прохождении перевала группой латышей, они же здесь были. Поэтому ничтоже сумняшась, мы сложили тур и вложили свою записку про прохождение перевала Карнизный. Однако последующее ориентирование показало, что наш перевал соответствует положению на карте пер.Каменный, классифицированный в Перечне как 2А . С точки зрения дальнейшего пути большой разницы в этих перевалах для нас не было. Нас ожидал путь до г.Текели вдоль рек Ойсаз и Чиже.
Как бы то ни было, высота перевала оказалась 3439 м. Очень впечатляют выходы скал и валуны с прожилками кварца различных цветов и оттенков. Спуск с перевала по крупной осыпи среди скальных выходов приводит к синему озеру. Высота его 3300 м, на карте — километровке его хорошо видно как синяя точка ( под пер Карнизным, по описаниям ,озера нет). Озеро запомнилось блестящим песком как в фильме «Золото Маккены». В качестве золота здесь выступала или слюда или минералы пирит и халькопирит.
Обед на озере сопровождался водными процедурами в воде и на близлежащем снежнике. В качестве русалки выступала Галя, а самым снежным человеком оказался Юра – он дольше всех ходил босиком по снегу.
После обеда двинулись вниз. От озера вниз идет осыпной склон, в котором воды озера теряются. Сбросив метров триста высоты, вышли к речке, вдоль которой и шли до ночевки.
На ночевку встали на зеленой полянке перед резким поворотом реки на восток. Вдали видны пасущиеся коровы и лошади, скоро встретимся с аборигенами.Высокогорная часть похода в этот день закончилась, погода оказалось благосклонной, и все перевалы мы прошли при ясном солнечном свете. Вечером аборигены нас беспокоить не стали. Одинокий пастух, не доехав метров пятьсот до нашего лагеря, собрал лошадей и спустился в долину . Наш лагерь стоит перед поворотом истока р.Шимбулак на восток, а завтрашний путь – на запад в долину Ойсаза.
Высота стоянки 2769 м.
11.08.07. одиннадцатый день похода. Верховья р. Шимбулак – р. Ойсаз.
Встали в 7-00, вышли в 9-00. Двигаемся вдоль реки, которая становится все полноводнее и полноводнее.
Пройдя около часа выходим к расширению длины. Здесь и Шимбулак и Ойсаз текут практически по ровному месту. Но в разные стороны. Вдали видны стоянки пастухов – одиночные юрты на приличном расстоянии друг от друга. Стоянки кажутся безжизненными – ни людей, ни скота. Забираем вправо – на запад , пересекаем заболоченную равнину и выходим на автомобильную колею.
Колея — то есть, но машин похоже здесь не было давно. Через час пересекаем приток Шимбулака, на который мы должны были бы выйти, спустившись с перевала Карнизный. Значит, наша промашка в ориентировании обошлась всего в два с небольшим часа движения по травянистой равнине. Цена вопроса ничтожна, можно сказать в пределах статистической погрешности…
Наконец встретили пастухов, с одним даже поговорили. Узнав, что мы собираемся в Текели, он как то потерял к нам интерес, похоже это для них далеко. Как потом мы выяснили, дорога, по которой мы так бодро начали движение сегодня, вскоре превратилась в тропу, т.е. в Текели автотранспорт отсюда ходит каким то окружным путем.
Как бы то ни было вскоре уклон долины стал повышаться, северный склон долины начал нависать, на южном , более низком стали появляться отдельные кусты а вскоре и пятна хвойного леса. Обедали мы с видом на приличный ельничек, расположившийся на противоположном склоне долины.После обеда ущелье стало сужаться , а затем внезапно расширилось – открылась идиллическая картина урочище Кзылауз – между лесистыми склонами расположилась огромная травянистая равнина с несколькими белыми юртами на краю.
Тревожить обитателей стоянок мы не стали и не торопясь , но и не останавливаясь и не обращая внимание на лай собак мы двинулись вниз по тропе, мимо живописных каменных глыб, похожих на спящих каменных истуканов с острова Пасхи.
Затем мы двигались по пыльной дороге, срезали ее загогулины, несколько раз взбирались на склоны и спускались к реке, следуя истине что «…без дорог – плохо..». На ночевку остановились на травянистой полянке у небольшого правого притока р.Ойсаз, в стороне от автомобильной колеи. За день прошли много, наверное самое большое расстояние дневного перехода за поход.
Вечером сломался один из примусов – от перегрева выбило насос. Эффектное зрелище, особенно если учесть отсутствие негативных последствий. На следующий день примус починили – заменили насос, и он продолжал свое нелегкое дело. Отбой в 23 -00.
Ночью случился шторм – небо заволокло тучами, пошел сильный ливень, налетел ветер, правда молнии сверкали где то далеко, а палатки у нас от дождя защищают хорошо, поэтому под эту какофонию выспались довольно неплохо. Как выяснилось впоследствии , этот грозовой фронт наделал много бед по всему Казахстану. Он шел с запада и к нам пришел уже изрядно измотанный.
12.08.07. двенадцатый день похода.
Утром погода как в сказке. Ночная гроза ничем не напоминает. Встали в 7-00, вышли 9-30. Двигаемся по автомобильной колее, иногда срезаем по конной тропе.
Дорога все время забирается вверх по правому склону, как будто хочет возвыситься над рекой. С нетерпением ждали горячие источники. На карте обозначены как « источник. гор.». В действительности от источников гор… ничего не осталось — разрушенные бетонные ванны на противоположном берегу и полное отсутствие переправы. Правда, про разрушенные ванны нам рассказали местные отдыхающие, да и не очень то и хотелось…
К обеду вышли к слиянию Ойсаза и Чиже. Две широкие долины встречаются в очень живописном месте. Внизу видно большое стадо баранов и пастухов возле моста через Чиже. Останавливаемся на обед возле Ойсаза , у Чиже еще поотдыхаем…
После обеда идем по дороге через Чиже по мосту. Оказалось, что в местные стада приехал хозяин, и для него проводят инвентаризацию скотины. После обмена позитивными впечатлениями с местными жителями идем дальше вниз. По всем расчетам сегодня в Текели нам не выйти, поэтому найдя подходящий склон, спускаемся к реке, это теперь Чиже, и становимся на ночевку. На месте стоянки обнаружили много кусков металлургического шлака. Теория о первобытных металлургах сразу не выдержала критики ( нашли куска шлака и на дороге), поэтому решили, что это отходы производства предприятия «Казцинк», которым посыпали дорогу.
Место для ночевки выбрали укромное, возле самой воды, чтобы с дороги не было видно. Вечер спустился быстро, как обычно безоблачный, звездный, метеорный. Отбой в 23-00.
13.08.07. последний день похода.
Встали в 8-00, вышли в 9-30. Погода солнечная, жаркая. Двигаемся по автомобильной дороге, правда машин практически нет. Один раз встретился мотоциклист, один раз – тракторист с трактором. Поскольку до города осталось всего тринадцать километров( по карте и GPS), то двигаемся без обеда. Дорога взобралась на северный склон долины Чиже и огибает все притоки , ручьи и промоины. В дождливый сезон тут, по видимому , вообще не проедешь. Вдали показался Текели. Но, очень далеко… Дорога взбирается на гору, а затем круто спускается к городу Текели, в том самом месте, где двенадцать дней назад мы проехали на ГАЗ 66.
Движение по дорогам между отдельными частями Текели особого восторга не вызвало, т.к. машин здесь много, а дорога узкая. Но наше движение вперед к базе СТТеК неуклонно продолжалось и увенчалось заслуженным успехом около 15 часов Новосибирского времени. Встретили нас хорошо, как старых друзей. Наши места под яблонями и сливами никто не занимал, так что встали опять на тех же местах. Поскольку наше стремительное движение сэкономило нам один день, то завтра отдых и подготовка к отъезду на родину.
14.08.07. уже не поход. День провели по курортным канонам – отдыхали. Сушили вещи, собирали остатки припасов и снаряжения, ходили купаться, ели арбузы и дыни, подготавливали завтрашний отход.
Встретились с Дмитрием Сагуровым – руководителем фирмы, получили миграционные документы, обменялись впечатлениями. Вечером у костра наше молодое поколение гитаристов дало импровизированный концерт школьникам из Талды Кургана, группа которых стояла на базе. Кукин и Визбор встали в один ряд с Цоем, Чижом, и Семченко. Дети были очень довольны.
Ночью на базу прибыла группа водников из Москвы, под руководством Светланы Цветковой. Они пропороли катамаран на Коре и собирались завтра утром на Коксу. Колоритные москвичи ( особенно красавец завхоз) разнообразили и без того приятное пребывание на базе, задушевные беседы возле примуса позволили узнать много нового о столичных туристских новостях. Все таки водники — классные ребята , им даже три раза в ночной магазин сбегать за час совершенно не в облом!
15.08.07 день отъезда домой.
Вчера выяснили все про отъезд автобусным транспортом до Талды Кургана. Сразу в Уш Тобе ехать не имело смысла – поезд идет поздно, прямого автобуса из Текели туда не ходит. А Талды Курган – бывшая столица области, крупный торговый центр. Поэтому решено посетить этот город для закупки сувениров, и посещения этого крупного торгово-культурного центра. Несмотря на предложение хозяев базы отвезти нас да поезда на ГАЗ 66, утром пешим порядком двигаем к автостанции и ближайшим автобусом едем в Талды Курган (Талдик, как ласково его называют местные). Совершенно не хотелось использовать доброжелательное и радушное расположение работников базы СТТеК и отвлекать их от хлопот по обслуживанию плановых туристов.
На автовокзале попадаем под пристальное внимание местной полиции, однако правильные миграционные документы снимают напряжение и через пол часа, оставив вещи в камере хранения, мы идем в город. Здесь – базар, сувениры, столовая, манты, бешбармак, лагман, шашлык.
И вот уже, нагруженные сувенирами и плотным обедом, возвращаемся на автовокзал и отбываем в Уш Тобе на ближайшей маршрутке. Путь занял чуть больше часа.
На вокзале опять попали под прицел местного полисмена, однако опять правильные документы и билеты нормализовали ситуацию. Прикупив на дорогу продуктов, арбузов, дынь и фруктов ожидаем приход поезда Алма Ата – Новосибирск.
Посадка прошла в штатном режиме, места наши никто не занимал , проводники оказались приятными людьми ( новосибирцы ведь!) , так что отъезд прошел на высоком организационном уровне.
16,17.08.07 поезд №326 Алма Ата – Новосибирск . Проезд прошел по расписанию, границу пересекли спокойно, прибыли по плану, встретили всех. Короче окончание путешествия прошло гладко, как и должно быть!
Перечитал от начала до конца. Такое ощущение, что заново сходил в тот самый поход. Ностальгия. Ребята, с вами было очень здорово. С вами можно идти в разведку. =)