Чисто киргизская «двойка» по Кунгей Алатау

Предисловие.

Северный Тянь-Шань — это горная страна лежащая между озером Иссык-Куль и долиной реки Или. Состоит из двух основных горных хребтов — Заилийский Алатау и Кунгей Алатау, расположенных меридионально и параллельно друг другу и соединённые между собой в средней части Чилико-Кеминской перемычкой. Это приграничная область двух бывших республик СССР — Казахстана и Киргизии. Граница между этими республиками проходит с запада по хребту Заилийский Алатау, а с востока — по хребту Кунгей Алатау. В центральной части  этой горной области государственная граница переходит с хребта на хребет по Чилико-Кеминской перемычке. Долгие годы Северный Тянь-Шань интенсивно осваивался туристами и альпинистами, особенно его северная (Заилийский Алатау) и центральная части (Чилико-Кеминская перемычка) из-за близости столицы Казахстана Алма-Аты.

Особенно популярны были походы различной категории сложности с севера на юг — из Алма-Аты на Иссык-Куль. В современной истории Средней Азии приграничные проблемы, особенно в условиях внутриполитической борьбы, приводят к ограничению передвижения туристов из-за возможных притеснений со стороны властей, местных жителей и любителей лёгкой наживы. Действующие правила пересечения границ между Казахстаном и Киргизией работают лишь на официальных пограничных переходах, а пересечение границ в горной местности  может быть связано для туристов с непредсказуемыми последствиями. Революция 2010 года в Киргизии стала очередным тревожным временем для туризма в Киргизии и на Северном Тянь-Шане. В этих условиях и возникла идея пройти горный маршрут второй категории сложности по  киргизской территории  в районе Кунгей Алатау.

Следует отметить, что киргизская часть Северного Тянь-Шаня, по сравнению с казахстанской, менее освоена в туристском плане. Поэтому наш поход мог пройти по  местам, которые редко посещаются и, таким образом, принести некоторую пользу для дальнейшего туристского освоения этих мест.

Базой для нашего похода выбрали посёлок Бозтери. В сезон 2010 года цены на проживание были ну очень смешные. Вначале остановились   в самом центре Бозтери по адресу знакомого из Новосибирска. Затем оставили группу поддержки — Анну Дмитриевну и Галину Михайловну в фешенебельной гостинице по соседству (правда по цене эта частная гостиница  почти не отличалась от первого адреса) и отправились в горы.

ДНЕВНИК ПОХОДА

2.08.10 День первый. Долина  р. Орто Кой Су Южная.

Трек первого дня пути
Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Пос. Бозтери -пос. Чон Сары Ой – дорога на Кок Айрык (автомобиль) – долина Орто Кой Су Южн.

16

+773 м

Из посёлка Бозтери на арендованном микроавтобусе отправились в 8-30. В 10-00 после регистрации в паспортном столе Чолпонаты отправились в пос. Чон Сары Ой. Находим свороток на Кок Айрык и поворачиваем  направо. Здесь асфальт кончается и впереди виднеется стена гор с петлями серпантина горной дороги на правой стороне долины.

Кунгей Алатау перед нами

Дорога взбирается в долину Орто Кой Су Южная по серпантину не приближаясь к воде. В некоторых местах она сохранилась прекрасно, но большею частью дорожное полотно размыто, видимо весенними потоками, и наш потрёпанный фургон временами едва-едва преодолевал очередную колдобину. Тем не менее, благодаря опыту водителя мы набрали около 800 м высоты  и сэкономили немало сил.

Пешая часть маршрута началась в 11-30. Характер пути – все та же дорога, причём в верхней части долины сохранившаяся весьма неплохо. По дороге ездят на мотоциклах с коляской, на лошадях и на автомобилях повышенной проходимости (судя по следам).

Во время обеда нас посетил занятный турист из Бишкека на мопеде «Кроха», который спускался по дороге. Он поднялся по долине Чон Кемина к перевалу Кок Айрык, ночевал с той стороны перевала, попал в грозу и теперь радостно двигался навстречу Иссык Кулю. Из снаряжения отважный путешественник имел кусок полиэтилена и банку из под растворимого кофе с ледниковой водичкой. Отказавшись от предложения пообедать,  он сел на мопед и лихо рванул вниз по травянистому склону…

В долине Орто Кой Су несколько стоянок пастухов, довольно сильно развито скотоводство (коровы, овцы, лошади). Дорога связывает долину через перевал Кок Айрык с р. Орто Кой Су Сев. (р. Чон Кемин), поэтому здесь интенсивное движение (бараны,овцы, конники).  Двигаясь по дороге заметили трёх или четырёх туристов, которые налегке шли вдоль реки. «Туристы из Турции» — прокомментировал всадник киргиз, который по дороге вез поклажу этих путешественников.

Увидев Сергея с верёвкой на рюкзаке, киргиз не удержался  и попросил верёвку в качестве подарка, не получив согласия, он грустно стеганул коня и был таков.

В верхней части долины (не доходя трёх километров до р. Торттор) дорогу на протяжении 300 м накрыл селевый поток. Об этом непроходимом участке нас предупреждал мопедист. В этом месте местные жители сделали объезд снизу, а мы прошли по дороге, вернее по селевому выносу, не слишком обременённые этим препятствием.

 На ночёвку встали прямо на дороге в 19-20 у небольшого ручейка.

Первая ночёвка

 3.08.10 День второй.

Долина р. Орто Кой Су Южная – р. Торттор

Трек второго дня пути
Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Долина р. Орто Кой Су Южн. – р. Торттор. Рад. выход на пер. Койсу Вост. 1А 10,4 +330 м+210 м

С 8-00 продолжили движение по дороге. Через 30 минут прошли мост через р. Торттор. Дорога ушла влево в долину Торттора, чтобы влезть на борт долины и проследовать опять к р. Орот Кой Су Южная на перевал Кокайрык. Перед крутым поворотом вправо уходим с дороги (в 9-30) и двигаемся по тропе, которая идёт левым бортом долины р. Торттор и выводит в её верховья. Здесь долина выполаживается, и реку можно спокойно пройти по камням не замочив ног.

Верховья реки Торттор

После переправы поднимаемся вдоль ручья на моренные выносы ледника Торттор. Высота подъема ок. 50 м. Здесь много ровного места, поэтому обедаем и ставим лагерь. После обеда делаем разведку —  поднимаемся на ледник Торттор и на перевал Койсу Восточный. Высота подъёма на перевал 200 м, характер пути — осыпные склоны крутизной до 25 градусов, в верхней части подъёма — снежник На перевале в туре обнаружили прошлогодние записки туристов из Алма-Аты. В этом году здесь ещё никто не ходил.

4.08.10 День третий.

Долина  р. Торттор – лед. Торттор

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Р. Торттор – язык ледника Торттор 1,0 +160 м

 

Трек третьего дня

Утром третьего дня нас разбудил дождь. Горы затянуло облаками, видимость нулевая. В такую погоду только и можно, что ждать погоду…

После обеда дождь немного утих. Это позволило быстренько свернуть лагерь и подойти поближе к леднику Торттор. Встали напротив средней части ледника. Слева (правый склон) периодически на ледник падают камни, однако до нас они никак не достигают, только спать мешают грохотом. Вечером погода успокоилась, дождик закончился, и в просветах облаков, появились клочки голубого неба.

Лагерь под ледником Торттор

5.08.10 День четвёртый.

Лед. Торттор — пер. Торттор, 1Б, 4105 м – правый исток р. Сев. Чоктал

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Пер..Торттор – пр. исток р. Сев. Чоктал 14 +353 м-650 м
Трек четвертого дня пути

Вышли около 9 часов. Путь на перевал Торттор проходит вначале по леднику Торттор в северо-западном направлении, а затем поворачивает на север и выводит на снежное плато. Здесь направление движения также северо-запад. Ледник открытый, на плато слой снега 10-20 см, есть небольшие трещины (движение в связках).

Взгляд назад на ледник Торттор

Движение на северо–запад приводит к ледовым сбросам в цирк правого истока Северного Чоктала.

Верховья ледника Торттор

Правее ледовых сбросов (севернее) с перевала есть спуск по осыпному склону крутизной 45–30 градусов.

Ледовые сбросы пер.Торттор

 Ориентиром движения к этому месту служит выход скал. В этом месте мы сложили тур и оставили записку.

Вид с перевала на р. Сев. Чоктал

Движение до перевала заняло три часа. Спуск в долину правого истока р. Сев. Чоктал занял около полутора часов.

Вид на пик Чоктал и пер. Метеонаблюдений

Дальнейшее движение вдоль ручья заняло ещё полтора часа и закончилось на ровной площадке перед резким поворотом ручья влево. Здесь  и поставили лагерь.

Путь спуска с пер. Торттор

6.08.10 День пятый.

правый исток р. Сев. Чоктал – р.Сев.Чоктал

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Река Сев.Чоктал 9 -700
Трек пятого дня пути

С утра  идёт дождь. Вернее дождь пошёл ещё ночью, утром только прибавил сильнее. Верховья цирка скрыты густой облачностью. Периодически появляются просветы и тогда видно, что непогода идёт с юга  из –за главного хребта. В результате получилась полуднёвка.

Сборы после дождя

После полудня дождь стих, и мы двинули вниз по долине. Вначале путь шёл по свежим моренным выносам  с уклоном  до 15 градусов, затем склоны стали более пологими, появились пятна травы. Перед слиянием истоков р. Северный Чоктал склон становится круче – до 20 градусов, а после слияния практически ровным. Переправа через левый исток С. Чоктал – несложный брод  через три рукава шириной 3 – 5м,   глубиной 30 см.

Вид на верховья р. Северный Чоктал

 В трёхстах метрах ниже переправы располагается курумник на левом берегу, протяжённостью ок. 200м. Тропа появившаяся на травянистом склоне огибает курумник сверху и идёт вдоль берега. В середине долины на левом берегу  напротив долины ручья стекающего в пер. Чоктал лежит приметный камень  больших размеров. Ручей впадает в С. Чоктал километра два ниже несколькими рукавами. Переправа через него не составляет труда. В нижней части долина С. Чоктала начинает сужаться перед поворотом на восток до слияния с Косу Сев. Здесь недалеко от воды есть ровные площадки для лагеря, где мы и встали.

Приметный камушек

7.08.10 День шестой.

р.Сев.Чоктал  — р.Кой Су Ю. – р.Чон Кемин

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Река Сев. Чоктал – р.Кой Су Сев. – р.Чон Кемин 14 -400 м+140м

 

Трек шестого дня пути

Становится нехорошей традицией утром просыпаться под звуки дождя. Погода опять повторяется. Дождь начинается около шести утра, к девяти усиливается, а к одиннадцать стихает. Поэтому выходим поздно, около двенадцати часов. Первый час идём в накидках, пока ещё моросит дождь. За это время проходим существенно выше слияния С. Чоктала с КойСу Сев.  Тропа идёт выше лесного массива по левому склону долины Кой Су Сев., затем круто спускается в долину Чон Кемина. Внизу видна стоянка пастухов и автомобильная колея левого берега долины.

Впереди река Чон Кемин

Река Кой Су Сев.  в эти дни прибавила за счёт пролившихся дождей. Брод через реку  на месте автодороги для автомобилей оказался труден – два внедорожника, намеревавшиеся подняться по Чон Кемину вверх, после некоторых раздумий, отправились обратно. Ну а нам не привыкать бродить такие реки, поэтому достаем верёвки, обвязки и организуем переправу вброд со страховкой. Ширина реки – ок. 20м, скорость течения 2-3 м/сек, глубина 0,3 — 0,5 м. По пешеходным меркам брод тянет на 1Б. В это время дождь усилился, однако после переправы на дождь внимание уже никто не обращал и через какое — то время, как будто устыдившись, дождь закончился. Остаток дня мы прошли  под флагом перемены погоды к лучшему – от дождя к солнцу и голубому небу.

Переправа через Кой Су Сев.

Двигаясь по дороге встретили местных пастухов, пытающихся вытолкать потрёпанный ЗИЛок застрявший в мокрой колее. Наша помощь пригодилась, и через пол-часа автомобиль стоял на ровной дороге. Поскольку у нас намечалась нехватка бензина, то попросили пару литров у водителя. Кроме топлива нам поднесли пару больших лепёшек и пятилитровую ёмкость с кумысом. Лепёшки ели все, а кумыс больше всех пришёлся по душе Серёге, хотя его попробовали многие.

Переправа через Орто Кой Су

Переправа через Орто Кой Су Сев. проблем не вызвала – прошли в свободном режиме. Вода в этой реке более голубая чем в Кой Су Сев. Видимо непогода затронула верховья хребта как раз в районе массива Чоктал. За речкой расположен кош, в котором нас приветствовал усталый киргиз в пиджачном костюме. Он спросил, откуда мы и попросил взглянуть на документы. Справка о регистрации в Чолпон Ате  его успокоила, а отрицательный ответ на наличие водки привел в уныние.  На том и расстались. Видимо это и был один из добровольных помощников пограничников из числа местного населения.

По левому борту долины Орто Кой Су Сев. идёт дорога Чолпон Ата – Алма-Ата, с которой мы расстались четыре дня назад. Дорога идёт высоко по долине Чон Кемина, а наш путь — гораздо ниже, по конной тропе. Однако  через  час хода приходится подниматься на дорогу, поскольку долину перегораживает огромный вынос каменной массы, на карте это место обозначено как «морена Каракорум». Дорога прорезает морену и  ведет дальше вверх по долине Чон Кемина. Поскольку время позднее, становимся на стоянку возле речки после прохождения морены.

8.08.10 День седьмой

 р.Чон Кемин – р.Долонаты C.

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Долина р.Чон Кемин р.Долонаты Сев. 19 +200 м
Трек седьмого дня пути

С утра непривычно безоблачно, это странно, ведь за последние дни мы привыкли к дождю утром. Но погода радует и уже в 9-00 мы в пути. Дорога однообразная – автомобильная колея по широкой долине. Часто встречаются стада лошадей, другой скот встречается гораздо реже. Здесь лошадей разводят для колбасы.

Через час проходим мост через реку Чонг Койсу – несколько металлических труб сваренных вместе. Дальше проходим брод через реку Тертюнчу Койсу. Здесь дорога разрушена сильно и видно, что машины проходят брод с трудом. Серьёзным препятствием на пути в верховья Чон Кемина является река Чолпон Ата Сев.  Течение реки ок. 2,5 м/сек, ширина 15 м, глубина до 0,5 м. Дорога в этом месте пересекает реку, а затем исчезает, поскольку поворачивает к реке Чон Кемин и пересекает её. Чуть ниже впадения реки в Чон Кемин виднеются остатки моста то ли через Чолпон Ату, то ли через Чон Кемин.

Переправа через Чолпон Ату Сев.

Через Чолпон Ату организуем переправу со страховкой под пристальным наблюдением местного пастуха. После переправы – обед. Через час вода в Чолпон Ате поднялась ещё на полметра, так что переправились вовремя.

Переправа через Долонаты Сев.

Остаток дня прошёл под мелкий дождик и порывы ветра. Двигаемся по тропе, которая периодически идёт то по прижиму, то по широкой долине Чон Кемина. В конце дня переходим реку Долонаты Сев. и на высоком правом берегу реки ставим лагерь.

9.08.10 День восьмой

Р. Долонаты С. – р.Аксу – лед.Аксу Вост.

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
Р,Чон Кемин – р.Аксу – лед.Аксу Вост. 16 +515 м
Трек восьмого дня пути

Подъём в семь, выход в девять. Погода благоприятствует, не жарко и не холодно, переменная облачность. До реки Аксу тропа идёт по ровной береговой террасе, затем теряется, однако и так ясно куда идти. Поворачиваем направо и опять двигаемся по террасе , только  уже реки Аксу.

Среднее течение реки Аксу .

Километра через два после поворота ущелье Аксу сужается, тропа сначала спускается к самой воде, затем взбирается на склон и, несколько попетляв среди скальных выступов, выводит в среднюю часть долины к слиянию  рек Аксу Восточная и Аксу Западная.  Наш путь идёт по левому  берегу реки, поэтому ищем переправу.

Переправа через р. Аксу Западная

Река Аксу Западная очень быстрая, вода в ней противного серо-белого цвета. Для переправы находим неширокий участок с ровным дном ((как нам показалось). Первый участник – Серёга Абрамов прошёл со страховкой почти весь отрезок реки (метров восемь) с глубиной пол-метра, а рядом с противоположным берегом оказалась «труба» глубиной около метра, правда неширокая – метра полтора . «Труба» далась ему нелегко.  Остальные участники учли эту особенность реки и, в дальнейшем, переправа  проблем не представляла.

Встреча на " Эльбе" , вместе с интуристом.

 Во время переправы к нам присоединился попутчик – интурист из Германии. Это первый и единственный турист, которого мы встречали в  долине Чон Кемина. Парень путешествует один и тоже хочет пройти чисто киргизский маршрут по Чон Кемину через Аксу Сев. на Иссык Куль. Наши пути соединились  на несколько часов. Когда пришло время обеда  — пришёл дождь, а интурист отправился вверх. Поставив тент, мы переждали непогоду, пообедали и двинулись наверх к леднику Аксу. Часа через полтора хода вышли на ровное место прямо перед ледником. Здесь и остановились на ночлег. Погода испортилась – порывы ветра приносили то дождь, то мокрый снег, но к этому времени мы поставили лагерь. Поздно вечером в наш лагерь пришёл интурист, весьма запорошенный и замороженный.  От дальнейшего похода на Иссык Куль он решил отказаться, т.к. сегодняшняя непогода его потрясла. Но он прав – лучше десять раз вернуться, чем один раз не вернуться…

 Интурист поставил свою палатку  рядом с нашими ангарами, не отказался от горячих рожек с мясом и пообщался с нами  на английском. А за палатками завывал ветер и шёл мокрый снег.

10.08.10 День девятый

лед.Аксу – пер.Бозтери Вост. 1 Б * — пр.исток р. Орто Долонаты

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день
лед.Аксу Вост. – пер.Бозтери Вост. – верховья р.Орто Долон Ата 12 +590 м-480 м
Трек девятого дня пути

Утром пришла зима. Вода в кастрюлях покрылась толстым слоем льда. Палатки заледенели и, хотя снегу за ночь выпало немного, утренняя  заря напоминала заполярный март. Вышли около девяти, распрощались с интуристом и пошли на ледник Аксу Восточный. Поднимались по левому борту ледника, вышли на пологую часть и продолжили движение по центру. Ледник открытый, немногочисленные трещины, в основном поперечные и хорошо видны.

Морозное утро

 Ледник выполаживается и слегка поворачивает направо (на юго- запад), на востоке хорошо виден популярный перевал Аксу Северный 1 А – ворота на Иссык Куль. Часа через два хода подходим под перевал Бозтери Восточный .

Грибы на леднике Аксу

В это время погода начинает портиться, по небу бегут облака, усиливается ветер, наст под ногами начинает подтаивать. Подъем на перевал производим в два этапа – вначале  пешком в три такта до бершрунда, хорошо различимого снизу, затем навешиваем перила  по 40 метров  и жумарим  до скального выступа на самом перевале.

Преодоление бергшрунда

Передвижение по верёвкам оказывается весьма медленным, т.к. снег уже подтаял и проявились ещё несколько трещин па подъёме. В это время ветер усиливается  до 15- 20 м/сек, периодически нас накрывает  снежными зарядами, в общем на перевале  была пурга.

У перевального тура

Обнаруженная записка группы туристов т/к Ювента из Новосибирска под руководством Ирины Добариной от прошлого года подтвердила догадки, что здесь в этом году мы первые и, наверное, последние. Да, неурожай на туристов в приграничных районах Киргизии.

Спуск с перевала Бозтери

Дождавшись некоторого успокоения погоды, начинаем спуск вниз.  Прямо от тура вниз ведёт узкий кулуар со снежным карнизом вверху, поэтому обходим это препятствие по очень живой осыпи слева, сбрасываем метров двадцать высоты и вешаем верёвку за ледобуры вниз по кулуару. Кулуар покрыт снежным настом на натечном льду. После первой верёвки – 40 м крутизна склона уменьшается от 30 -35 градусов до 20. Здесь вешаем ещё 40 метров перил до дальнейшего выполаживания склона. Кулуар выводит на запорошенный снегом ледник, продуваемый вездесущим ветром. Направление ветра очень причудливое, не поймёшь, то ли ветер идёт из-за хребта, то ли он дует вдоль хребта. Интересно, что внизу хорошо виден Иссык Куль, залитый солнцем.

Внизу - голубой Иссык Куль

Преодолев закрытый ледник по колено в снегу в связках спускаемся к конечной морене ледника. Здесь, слегка передохнув,  идём вниз мимо мореных озер, через осыпные склоны и, найдя небольшую травянистую площадку, устраиваем лагерь. Перевал мы взяли, и завтра будем у озера.

11.08.10 День десятый.

Пр.исток  р.Орто Долонаты – пос.Бозтери

Отрезок пути Расстояние, км Перепад высот за день, м
пр.исток  р.Орто Долонаты – пос. Бозтери 20 — 1875
Трек десятого дня пути

Утром погода как вчера – ясно и морозно, хотя гораздо теплее. Собираемся тщательнее обычного – предстоит последний маршрутный день.  Подъём в семь, выход в девять. И вот уже перед нами расстилаются альпийские луга верховий Орто Долонаты. Вначале тропа совсем не читается, затем по мере появления растительности, троп становится слишком много, и мы идём напрямик по травянистым склонам левого берега. В конце концов долина сужается, и мы выходим на торную тропу, на которой пасётся целое стадо лошадей. Затем долина расширяется, и перед нами открывается картина пастбищного животноводства Иссык Кульской области. По сравнению со стадами лошадей, которых мы встречали последнюю неделю, здесь представлены все виды домашнего скота: коровы, овцы, козы, лошади. И всего этого очень много.  Но мы двигаемся вниз, надеясь к вечеру успеть на праздничный ужин.

Перевал Бозтери с юга

В месте слияния всех истоков Орто Долонаты (в правый исток слева впадают три речки) долина сужается, река становится многоводной и поворачивает вправо. Поэтому, по совету пастухов, мы переходим наш правый исток, вдоль которого двигались с утра и, срезая путь, поднимаемся на травянистый отрог правого берега. Срезав приличное расстояние (около двух километров по сравнению с тропой вдоль реки) остановились на обед возле небольшого ручья на высоком правом берегу реки. Отсюда видно, что река входит в ущелье, судя по карте, последнее, перед выходом к Иссык Кулю. Движение до обеда заняло  четыре часа, сбросили 1200 м высоты.

Впереди за отрогом - Иссык Куль

По правому берегу реки идёт хорошая тропа, встречаются стада овец. Через каждые километр – полтора видны стоянки пастухов. После ущелья, тропа взбирается на невысокий отрог, откуда виден Иссык Куль и некоторые черты посёлка Бозтери, например мачту колеса обозрения (само колесо на таком расстоянии не заметно).

Поселок Бозтери перед нами

После восхождения на отрог, тропа идёт только вниз. Внизу она превращается в дорогу, которая пересекает Орто Долонаты и ведёт через поля  к посёлку Бозтери.

Пройденный поход достиг заявленной цели: пройти «киргизский маршрут» второй категории сложности. К сожалению, погодные условия не позволили поближе познакомиться с перевалами северных отрогов массива Чоктал. Действительно, как отмечалось в литературе, массив Чоктал стоит  стеной на пути воздушных масс, идущих с запада,  и принимает на себя львиную долю осадков. Поэтому, для более тщательного знакомства с этим районом требуется дополнительный запас времени. В остальном, маршрут пройден в соответствии с запланированными сроками. Особенностью маршрута  явилось  много переправ, из которых по крайней мере три – через Кой Су, Чолпон Ату Сев. и Аксу Зап. заставили серьёзно использовать приёмы  страховки  и несколько замедлили скорость группы на маршруте.

Погодные условия также осложнили прохождение последнего перевала – Бозтери Восточный. Условия прохождения верхней части подъёма и спуска напоминали зимний вариант. Видимо аномалии погоды, к которым мы уже привыкли и в России и в мире, на Северном Тянь Шане проявляются в виде резких изменений погоды в течение короткого времени. Это требует ещё более тщательной подготовки при планировании и организации походов.

Полная версия отчёта находится в библиотеке Новосибирского клуба туристов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


(Обязательно)