По Чумышу и Оби . Июль 2008.

Предисловие.

Летом 2008 года   не состоялся большой поход ( июльско-августовский ),который планировался на Южный  Алтай. Небольшим утешением  стал водный поход на байдарках по маршруту — Тальменка — Камень на Оби  (Алтайский край). За шесть дней три экипажа  преодолели 260 километоров по рекам Чумыш и Обь. Как это было…

26 июля 2008 года. День первый. Заезд на маршрут  Новосибирск – Тальменка  (автомобиль)-  река Чумышокрестности д.Кашкарагаиха

Перед отъездом вместе с провожающими

От Нижней Ельцовки до автомобильного моста  через Чумыш   два с половиной часа  езды на Газели по  трассе М52, это около 150 км хорошей дороги.

В дороге

 

Наш рыбак

Перед мостом через реку Чумыш нужно свернуть влево и двигаться по дороге в сторону поселка Тальменка до ближайшего своротка к реке (примерно 200 м ) . Байдарки собираем на травянистой поляне возле песчаного пляжа, затем собранные суда переносим к берегу. Течение в месте старта небольшое, примерно 2 км/час. После  автомобильного моста двигаемся возле правого обрывистого  берега, здесь река идет с наибольшей скоростью.

Первые шаги по воде

 

Трасса М 52

По берегам реки большое количество отдыхающих, особенно в местах доступных для автотранспорта. Через пару километров от начала пути первая мель  рядом с большим пляжем. Река широка, поэтому не сразу видны оптимальные пути прохода. Наряду с мелями появились торчащие из воды стволы деревьев.

Деревянные пороги

Опасности они не представляют, потому что видны хорошо. Однако нужно быть настороже, потому что часто к ним привязывают свои снасти многочисленные рыбаки, тихо скрывающиеся на зеленых резинках по всей реке. По сравнению с рекой Бердь, так давно полюбившейся нам, здесь дно песчаное, камней практически никаких не видно, так что байдарки можно сохранить в первозданной целостности.

Мели Чумыша

Через часа полтора движения показался железнодорожный мост. Эта ветка связывает Карасук и  Камень на Оби со станцией Среднесибирской. Поскольку наша цель – город Камень на Оби, то с этой железной дорогой нам еще придется не раз встретиться.

На байдарке под поездом

Проходим мост под центральным пролетом, в это время проходит грузовой состав, ощущение не из приятных, но вносит разнообразие в  наше тихое перемещение по воде…   На ночлег ставимся  на правом берегу недалеко от деревни Кашкарагаиха.  Судя по следам, машины здесь не проезжают, поэтому место  довольно спокойное.

Первая стоянка

 

Где-то течет…
Вечерняя идиллия

27 июля 2008 года. День второй. Река Чумыш д. Кашкарагаиха – д.  Язово (турбаза «Русский дом»)

Ночь прошла относительно спокойно , на противоположном берегу слегка орали, на нашем кто то пытался проехать  на пляж на машине, но так и не сумел. В деревне видимо какой то праздник  и хотя она скрыта плотными зарослями, допоздна играла музыка.    Утренняя рыбалка принесла только разочарование и желание побыстрее сняться  с этого места, что и было сделано.  Характер реки не изменился, такие же плавные завороты, песчаные отмели, обрывистые берега, заросли кустарника и торчащие  из воды деревья. Рыбаков и отдыхающих становится еще больше.

Вперед к обеду!

Распорядок дня сложился следующим образом. Поскольку пройти нам нужно в день 40-50 км, чтобы успеть 31 июля в г.Камень на Оби, то до обеда идем примерно 20 км, и после обеда еще столько же. Скорость реки пока невысокая, поэтому грести приходится много. Средняя скорость движения 5-7 км/час. Надо сказать, что впоследствии такой   распорядок  движения  сохранился. Время обеда составляло примерно 2 часа. Погода стоит жаркая, поэтому для обеда выбираем затененные места.

Обеденный причал В прохладе
Супчик хорош!
Может еще чаю?
Послеобеденный сон

 

Турбаза «Русский дом»

К вечеру добрались до примечательного места – турбазы «Русский дом», что располагается рядом с деревней Язово. Встали на правом берегу. Вечером слушали дискотеку и смотрели фейерверк на турбазе. Ходили с бреднем , остались довольны, рыба здесь есть.

Рыба здесь есть

28 июля 2008 года. День третий река Чумыш – р. Обь – остров Волчий

Утром жарим рыбу, пойманную вечером, поэтому несколько задержались с выходом. В нижнем течении, Чумыш так же нетороплив, берега в основном залесенные. Километра через два от места стоянки – препятствие – паром. Через реку натянут стальной трос на уровне около метра  от воды, а к нему прицеплены два железных понтона с площадкой для автомобиля. На берегах установлены стационарные пристани – съезды. Во время нашего движения паром стоял одиноко и нам не помешал.

Паром

Дальнейшее примечательное место , расположенное недалеко от устья Чумыша, это пристань, которая обслуживает моторки и катера для различных увеселений, таких как катание на «банане». Конечно, место впадения Чумыша в Обь заслуживает большого внимания. По неподтвержденным данным в этом месте располагалась самое глубокое место  на Оби —  38- метровая яма. Как рыбное место,  яма привлекала рыбаков и рыбнадзор,  однако несколько  лет назад глубина ямы уменьшилась наполовину и уникальность этого места была потеряна.

Попутчик

На берегу Оби устраиваем обед, располагаемся в прибрежных зарослях, спасаясь от палящего солнца.          Дальнейшее движение проходит по великой сибирской реке. Вначале  идем прижимаясь  к берегам, однако самое быстрое течение Оби  на фарватере, поэтому двигаемся  на самой середине реки , на стремнине. Такой тактических ход позволяет увеличить среднюю скорость движения, однако вскоре выясняется, что наибольший ветер (а он встречный) тоже на стремнине. Так что приходится выбирать между скоростью и волнением.

На острове Волчий

На ночлег становимся на западной оконечности острова Волчий. Байдарки приходится вытаскивать на метровый берег, сложенный глиной. К вечеру поднялся сильный ветер, поэтому байдарки закрепили веревками и кольями как лилипуты Гулливера. Вечером ходили с бреднем и поймали крупных щук. Завтра опять рыбный день…

Ночной улов

29 июля 2008 года. День четвертый. Река Обь  до окрестностей с. Мереть

У рыбака горячая пора

Утром выход несколько задержался, т. к. выбирали перемет и собирали пойманную рыбу. Однако течение Оби  дало хорошую поддержку  нашим затекшим мышцами,  и скорость движения  байдарок возросла до 8-11 км/час. В начале дня периодически поднимался встречный ветер, и движение замедлялось из-за волнения.

Что за рыба ?

 

Под левым берегом Оби

При увеличении волны поворачивали под левый высокий берег , здесь волна меньше, хотя и скорость тоже поменьше. К обеду дошли до деревни Шелаболиха, здесь посетили местный магазин и затарились необходимым провиантом.

Из Шелаболихи с провиантом

Обедали на противоположном берегу Оби. Двойная уха и жареная рыба сильно затянули обед, однако все равно двигаться в полуденную жару не представляется  правильным, поэтому после обеда отдохнули хорошо.

Место обеда

После обеда ветер стих, волнение прекратилось, байдарки неторопливо резали гладь реки. Остались слева по борту деревни Сибирка и Кучук, мы приближались к Новосибирской области. И действительно , попав в родную область сразу почувствовали разницу – сотовые телефоны замолчали, добро пожаловать в Сузунский район, глухомань НСО.

Стоять хочется…

На ночевку встали не доходя до деревни Мереть, на песчаном пляже. Вечером ловили рыбу , но как то неудачно. Бредень оказался пуст, а спиннинг дважды оказался атакован щуками – один раз откусили воблер, другой раз сломалось удилище.

Закат на Оби

30 июля 2008 года. День пятый. Река Обь – д. Нижний Сузун – окр. д. Каргаполово

Пятый день начался как обычно- неторопливые сборы и быстрый старт. Погода опять балует, на небе ни облачка, ветер передвижению совсем не мешает. Берега Оби в этом месте какие то очень грязные, много топких мест, которые покрыты плавающим мусором. К обеду подошли к деревне Нижний Сузун.  Несколько домиков видны на  высоком правом берегу. На реке стали встречаться моторные лодки рыбаков, ведь здесь самые осетровые места Оби.

Плавучая пристань

После обеда проходим  плавучую пристань, потом на встречных курсах разошлись с навороченным быстроходным катером. Волны от этого катера весьма неприятны для наших байдарок. От таких судов нужно держаться подальше.

Закатное солнце

Недалеко от деревни Малышево вошли в протоку ( правую по ходу), отделяющую длинный остров от основного течения Оби. Как оказалось вошли зря, так как протока довольно сильно обмелела и пришлось впервые за последние три дня  несколько раз вставать и проводить байдарки через песчаные мели.

Конец протоки

Впоследствии таких ошибок мы больше не совершали и двигались только по фарватеру. Дело в том, что нам необходим высокий темп движения, чтобы успеть прибыть в Камень на Оби  31 июля , ибо в этот день идет прямой поезд в Новосибирск из Карасука. Следующий поезд будет только на следующей неделе, поэтому  нам есть смысл торопиться.

Последняя стоянка

 

Усталые байды

 Однако даже задержка с протокой  позволила нам установить рекорд – за день прошли 55 км. на ночлег остановились в окрестностях Каргаполово на левом берегу.

31 июля 2008 года. День шестой. река Обь до г. Камень на Оби.

Последний день пути с утра  выдался ненастным, ночью грохотало и немного поливало. Опять привязывали байдарки и укрепляли дополнительные оттяжки палаток. Однако  быстрый старт позволил уйти от грозовых туч, а высокая облачность  существенно снизило солнечную активность, поэтому идти довольно комфортно. Река сильно петляет, однако помня о вчерашнем посещении мелкой протоки, двигаемся только по фарватеру.  Помогают в этом речные судоходные  знаки.   На широких плесах Оби  гуляет ветер, преимущественно встречный, однако течение все таки хорошее, поэтому двигаемся быстро.

Последний обед на Оби

На обед встали, пройдя большую часть оставшегося пути. Теперь до Камня дойдем  в срок и успеем на поезд.

Признаки города

Приближение к городу заметно невооруженным глазом – увеличивается хозяйственная деятельность человека на берегах, количество моторных лодок также растет. Моторки не доставляют неприятностей, поскольку волны от них невысоки, однако любопытство нетрезвых лодочников   к байдаркам  может иметь негативные последствия, поэтому подходим к Камню на Оби придерживаясь правой стороны реки.

Новый мост над домом

Мосты проходим под центральными пролетами и поворачивает налево к узкой полоске пляжа перед парком аттракционов. Все, водная часть похода закончена. Собираем байдарки под пристальным вниманием разных личностей и готовимся к эвакуации. Вначале переносим груз на улицу возле городской набережной. Затем договариваемся с такси. До вокзала городским транспортом уже не добраться, поэтому берем три машины и через пол часа занимаем половину зала ожидания. Билеты на поезд Карасук — Новосибирск в наличии есть, так что через пару — тройку часов будем   в вагоне.  Поскольку посадка будет довольно поздно, ужинаем  на вокзале.

Городской причал
Закат над станцией Камень на Оби

 

Трапеза на вокзале

Поезд пришел по расписанию, погрузились весьма резво. Байдарки хорошо поместились на третьи полки. Ехать до Сеятеля всего шесть часов, как раз по тем местам, где мы провели шесть последних дней . Прощайте Обские просторы, Чумышские мели, топляки и протоки, вернее до свидания!

»Турбаза

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


(Обязательно)