Предисловие.
Летом 2008 года не состоялся большой поход ( июльско-августовский ),который планировался на Южный Алтай. Небольшим утешением стал водный поход на байдарках по маршруту — Тальменка — Камень на Оби (Алтайский край). За шесть дней три экипажа преодолели 260 километоров по рекам Чумыш и Обь. Как это было…
26 июля 2008 года. День первый. Заезд на маршрут Новосибирск – Тальменка (автомобиль)- река Чумыш – окрестности д.Кашкарагаиха
![У школы](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040948-300x225.jpg)
От Нижней Ельцовки до автомобильного моста через Чумыш два с половиной часа езды на Газели по трассе М52, это около 150 км хорошей дороги.
![Баю- бай](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040950-300x225.jpg)
![Александр Юрьевич](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040951а-300x225.jpg)
Перед мостом через реку Чумыш нужно свернуть влево и двигаться по дороге в сторону поселка Тальменка до ближайшего своротка к реке (примерно 200 м ) . Байдарки собираем на травянистой поляне возле песчаного пляжа, затем собранные суда переносим к берегу. Течение в месте старта небольшое, примерно 2 км/час. После автомобильного моста двигаемся возле правого обрывистого берега, здесь река идет с наибольшей скоростью.
![начало](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040961-300x225.jpg)
![трасса м52](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00439-300x225.jpg)
По берегам реки большое количество отдыхающих, особенно в местах доступных для автотранспорта. Через пару километров от начала пути первая мель рядом с большим пляжем. Река широка, поэтому не сразу видны оптимальные пути прохода. Наряду с мелями появились торчащие из воды стволы деревьев.
![топляки](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040991-300x225.jpg)
Опасности они не представляют, потому что видны хорошо. Однако нужно быть настороже, потому что часто к ним привязывают свои снасти многочисленные рыбаки, тихо скрывающиеся на зеленых резинках по всей реке. По сравнению с рекой Бердь, так давно полюбившейся нам, здесь дно песчаное, камней практически никаких не видно, так что байдарки можно сохранить в первозданной целостности.
![мель](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040979-300x225.jpg)
Через часа полтора движения показался железнодорожный мост. Эта ветка связывает Карасук и Камень на Оби со станцией Среднесибирской. Поскольку наша цель – город Камень на Оби, то с этой железной дорогой нам еще придется не раз встретиться.
![ЖД мост](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040988-300x225.jpg)
Проходим мост под центральным пролетом, в это время проходит грузовой состав, ощущение не из приятных, но вносит разнообразие в наше тихое перемещение по воде… На ночлег ставимся на правом берегу недалеко от деревни Кашкарагаиха. Судя по следам, машины здесь не проезжают, поэтому место довольно спокойное.
![лагерь 1](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050001-300x225.jpg)
![Дыровато](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1040998-300x225.jpg)
![дежурные](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050015-300x225.jpg)
27 июля 2008 года. День второй. Река Чумыш д. Кашкарагаиха – д. Язово (турбаза «Русский дом»)
Ночь прошла относительно спокойно , на противоположном берегу слегка орали, на нашем кто то пытался проехать на пляж на машине, но так и не сумел. В деревне видимо какой то праздник и хотя она скрыта плотными зарослями, допоздна играла музыка. Утренняя рыбалка принесла только разочарование и желание побыстрее сняться с этого места, что и было сделано. Характер реки не изменился, такие же плавные завороты, песчаные отмели, обрывистые берега, заросли кустарника и торчащие из воды деревья. Рыбаков и отдыхающих становится еще больше.
![на воде](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00437-300x225.jpg)
Распорядок дня сложился следующим образом. Поскольку пройти нам нужно в день 40-50 км, чтобы успеть 31 июля в г.Камень на Оби, то до обеда идем примерно 20 км, и после обеда еще столько же. Скорость реки пока невысокая, поэтому грести приходится много. Средняя скорость движения 5-7 км/час. Надо сказать, что впоследствии такой распорядок движения сохранился. Время обеда составляло примерно 2 часа. Погода стоит жаркая, поэтому для обеда выбираем затененные места.
![обед](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050043-300x225.jpg)
![суп](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050048-300x225.jpg)
![Хватит](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050047-300x225.jpg)
![спуны](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050044-300x225.jpg)
![русский дом](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00463-300x225.jpg)
К вечеру добрались до примечательного места – турбазы «Русский дом», что располагается рядом с деревней Язово. Встали на правом берегу. Вечером слушали дискотеку и смотрели фейерверк на турбазе. Ходили с бреднем , остались довольны, рыба здесь есть.
![рыба](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050101-300x225.jpg)
28 июля 2008 года. День третий река Чумыш – р. Обь – остров Волчий
Утром жарим рыбу, пойманную вечером, поэтому несколько задержались с выходом. В нижнем течении, Чумыш так же нетороплив, берега в основном залесенные. Километра через два от места стоянки – препятствие – паром. Через реку натянут стальной трос на уровне около метра от воды, а к нему прицеплены два железных понтона с площадкой для автомобиля. На берегах установлены стационарные пристани – съезды. Во время нашего движения паром стоял одиноко и нам не помешал.
![паром](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050116-300x225.jpg)
Дальнейшее примечательное место , расположенное недалеко от устья Чумыша, это пристань, которая обслуживает моторки и катера для различных увеселений, таких как катание на «банане». Конечно, место впадения Чумыша в Обь заслуживает большого внимания. По неподтвержденным данным в этом месте располагалась самое глубокое место на Оби — 38- метровая яма. Как рыбное место, яма привлекала рыбаков и рыбнадзор, однако несколько лет назад глубина ямы уменьшилась наполовину и уникальность этого места была потеряна.
![Уж](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00458-300x225.jpg)
На берегу Оби устраиваем обед, располагаемся в прибрежных зарослях, спасаясь от палящего солнца. Дальнейшее движение проходит по великой сибирской реке. Вначале идем прижимаясь к берегам, однако самое быстрое течение Оби на фарватере, поэтому двигаемся на самой середине реки , на стремнине. Такой тактических ход позволяет увеличить среднюю скорость движения, однако вскоре выясняется, что наибольший ветер (а он встречный) тоже на стремнине. Так что приходится выбирать между скоростью и волнением.
![На о.Волчий](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050167-300x225.jpg)
На ночлег становимся на западной оконечности острова Волчий. Байдарки приходится вытаскивать на метровый берег, сложенный глиной. К вечеру поднялся сильный ветер, поэтому байдарки закрепили веревками и кольями как лилипуты Гулливера. Вечером ходили с бреднем и поймали крупных щук. Завтра опять рыбный день…
![щуки](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/IMGP2019-225x300.jpg)
29 июля 2008 года. День четвертый. Река Обь до окрестностей с. Мереть
![рыбак](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050011-300x225.jpg)
Утром выход несколько задержался, т. к. выбирали перемет и собирали пойманную рыбу. Однако течение Оби дало хорошую поддержку нашим затекшим мышцами, и скорость движения байдарок возросла до 8-11 км/час. В начале дня периодически поднимался встречный ветер, и движение замедлялось из-за волнения.
![рыба](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050187-300x225.jpg)
![Обь](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/IMGP2025-300x225.jpg)
При увеличении волны поворачивали под левый высокий берег , здесь волна меньше, хотя и скорость тоже поменьше. К обеду дошли до деревни Шелаболиха, здесь посетили местный магазин и затарились необходимым провиантом.
![из магазина](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050201-300x225.jpg)
Обедали на противоположном берегу Оби. Двойная уха и жареная рыба сильно затянули обед, однако все равно двигаться в полуденную жару не представляется правильным, поэтому после обеда отдохнули хорошо.
![обед](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050206-300x225.jpg)
После обеда ветер стих, волнение прекратилось, байдарки неторопливо резали гладь реки. Остались слева по борту деревни Сибирка и Кучук, мы приближались к Новосибирской области. И действительно , попав в родную область сразу почувствовали разницу – сотовые телефоны замолчали, добро пожаловать в Сузунский район, глухомань НСО.
![разминка](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/IMGP2030-300x225.jpg)
На ночевку встали не доходя до деревни Мереть, на песчаном пляже. Вечером ловили рыбу , но как то неудачно. Бредень оказался пуст, а спиннинг дважды оказался атакован щуками – один раз откусили воблер, другой раз сломалось удилище.
![закат](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/IMGP2033-300x225.jpg)
30 июля 2008 года. День пятый. Река Обь – д. Нижний Сузун – окр. д. Каргаполово
Пятый день начался как обычно- неторопливые сборы и быстрый старт. Погода опять балует, на небе ни облачка, ветер передвижению совсем не мешает. Берега Оби в этом месте какие то очень грязные, много топких мест, которые покрыты плавающим мусором. К обеду подошли к деревне Нижний Сузун. Несколько домиков видны на высоком правом берегу. На реке стали встречаться моторные лодки рыбаков, ведь здесь самые осетровые места Оби.
![пристань](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050263-300x225.jpg)
После обеда проходим плавучую пристань, потом на встречных курсах разошлись с навороченным быстроходным катером. Волны от этого катера весьма неприятны для наших байдарок. От таких судов нужно держаться подальше.
![игорь](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00497-300x225.jpg)
Недалеко от деревни Малышево вошли в протоку ( правую по ходу), отделяющую длинный остров от основного течения Оби. Как оказалось вошли зря, так как протока довольно сильно обмелела и пришлось впервые за последние три дня несколько раз вставать и проводить байдарки через песчаные мели.
![Скоро Обь](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/DSC00495-300x225.jpg)
Впоследствии таких ошибок мы больше не совершали и двигались только по фарватеру. Дело в том, что нам необходим высокий темп движения, чтобы успеть прибыть в Камень на Оби 31 июля , ибо в этот день идет прямой поезд в Новосибирск из Карасука. Следующий поезд будет только на следующей неделе, поэтому нам есть смысл торопиться.
![лагерь на острове](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050299-300x225.jpg)
![причал](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050293-300x225.jpg)
Однако даже задержка с протокой позволила нам установить рекорд – за день прошли 55 км. на ночлег остановились в окрестностях Каргаполово на левом берегу.
31 июля 2008 года. День шестой. река Обь до г. Камень на Оби.
Последний день пути с утра выдался ненастным, ночью грохотало и немного поливало. Опять привязывали байдарки и укрепляли дополнительные оттяжки палаток. Однако быстрый старт позволил уйти от грозовых туч, а высокая облачность существенно снизило солнечную активность, поэтому идти довольно комфортно. Река сильно петляет, однако помня о вчерашнем посещении мелкой протоки, двигаемся только по фарватеру. Помогают в этом речные судоходные знаки. На широких плесах Оби гуляет ветер, преимущественно встречный, однако течение все таки хорошее, поэтому двигаемся быстро.
![обед](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050325-300x225.jpg)
На обед встали, пройдя большую часть оставшегося пути. Теперь до Камня дойдем в срок и успеем на поезд.
![город близко](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050333-300x225.jpg)
Приближение к городу заметно невооруженным глазом – увеличивается хозяйственная деятельность человека на берегах, количество моторных лодок также растет. Моторки не доставляют неприятностей, поскольку волны от них невысоки, однако любопытство нетрезвых лодочников к байдаркам может иметь негативные последствия, поэтому подходим к Камню на Оби придерживаясь правой стороны реки.
![опять мост](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050358-300x225.jpg)
Мосты проходим под центральными пролетами и поворачивает налево к узкой полоске пляжа перед парком аттракционов. Все, водная часть похода закончена. Собираем байдарки под пристальным вниманием разных личностей и готовимся к эвакуации. Вначале переносим груз на улицу возле городской набережной. Затем договариваемся с такси. До вокзала городским транспортом уже не добраться, поэтому берем три машины и через пол часа занимаем половину зала ожидания. Билеты на поезд Карасук — Новосибирск в наличии есть, так что через пару — тройку часов будем в вагоне. Поскольку посадка будет довольно поздно, ужинаем на вокзале.
![причал](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050368-300x225.jpg)
![станция](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050375-300x225.jpg)
![ужин](http://tk-ekvator.ru/wp-content/uploads/2011/03/P1050377-300x225.jpg)
Поезд пришел по расписанию, погрузились весьма резво. Байдарки хорошо поместились на третьи полки. Ехать до Сеятеля всего шесть часов, как раз по тем местам, где мы провели шесть последних дней . Прощайте Обские просторы, Чумышские мели, топляки и протоки, вернее до свидания!