Снег. Белый и пушистый. Он так украшает наши зимние леса! И он же приносит людям много проблем. В городе обильный снегопад частенько приводит к нарушению движения транспорта и многокилометровым пробкам. А небольшие населенные пункты могут оказаться совершенно отрезанными от мира. Эта проблема особенно остра для России, на обширных территориях которой зимой лежит устойчивый снежный покров.
Но движение прекратить невозможно. Необходимо заниматься хозяйственной деятельностью, рыбалкой, охотой, заботиться о домашних животных…
Многих в этом выручают лыжи. Однако, они недостаточно универсальны. Охотники хорошо знают, как тяжело даже на широких лыжах ходить по заснеженному лесу. Кроме того, для ходьбы на лыжах требуются специальные навыки. И тут на помощь могут прийти старые добрые снегоступы.
В первом приближении, снегоступы представляют собой две легкие и компактные платформы (деки), крепящиеся к ногам. При переносе веса на снегоступ под ним создается подушка уплотненного снега, служащая опорой при ходьбе. Чем больше площадь поверхности, тем меньше давление на снег, и человек меньше проваливается.
В зависимости от конструкции деки снегоступы бывают двух типов.
Снегоступы с жесткой декой больше применимы в горах, где встречается не только пушистый рассыпчатый снег, но и участки фирна, ветровые заструги, лед.
Снегоступы рамной конструкции больше подходят для леса, где снег, в основном, пушистый, а если и плотный, то только от того, что подтаял или по нему проехал снегоход.
На нижней поверхности деки имеются продольные и поперечные «рёбра», которые препятствуют проскальзыванию снегоступа вперёд-назад и в стороны. В самой деке есть несколько отверстий, которые обеспечивают надежную опору ноге во время ходьбы, препятствуют проскальзыванию, и плюс к этому, снижают общую массу изделия.
Сверху на деке устанавливаются крепления. Особенность креплений снегоступов — в районе носка ботинка имеется шарнир, позволяющий деке свободно вращаться относительно ботинка. Делается это для того, чтобы снегоступ как бы «выныривал» из снега на каждом шаге, а не тащил за собой снег, как лопата. У некоторых моделей снегоступов дека имеет форму, похожую на цифру 8. Сделано это не зря. Дело в том, что выемки по бокам снегоступов расположены как раз напротив тех мест, где при ходьбе по глубокому снегу будет «выныривать» из снега второй снегоступ. Таким образом, небольшая выемка позволяет исключить цепляние снегоступов друг с другом.
Разновидностей креплений несколько.
Наиболее простые напоминают детские или охотничьи лыжные крепления, и подходят под любую обувь. Это просто резинка, неплотно фиксирующая ногу. На подъемах, спусках или при траверсе склона такие крепления неудобны.
Следующая разновидность — крепления с качающейся платформой, наподобие креплений для ски-тура. Они также подходят практически под любой ботинок, но уже позволяют жестко зафиксировать ногу, при необходимости защелкнуть пятку (это может быть полезно на крутых спусках по фирну). Спускаться с горы удобнее, если дека снегоступа не вращается, а жестко прикреплена к вашему ботинку. Правда, при этом задник снегоступа на каждом шаге немного кидается в вас снежками, но это мелочи…
Для крутых подъемов можно выставить «ступеньку» под пяткой. Существуют модели этого типа, ориентированные и под какую-либо специфическую обувь: пластиковый альпинистский ботинок (принцип аналогичен альпинистским «кошкам»), или мягкий сноубордический.
Наконец, специально для соревнований в зимних горах и лесах, типа приключенческих гонок, делают облегченные модели под специальных ботинок, с отверстиями по бокам подошвы. Такая конструкция называется Step-In. Расплатой за существенное снижение веса в этом типе снегоступов становится потеря универсальности.
На самом носке крепления устанавливается небольшая кошка. Чаще всего трёхзубая, но бывают и более «зубастые». Как и на настоящих альпинистских кошках, передние металлические зубцы направлены вперёд и помогают лучше цепляться за снег во время подъема по крутым склонам с жестким снегом.
При выборе снегоступов прежде всего нужно обращать внимание на их площадь.
Естественно, чем больше площадь, тем меньше вы будете проваливаться в снег — законы физики не отменишь.
Однако, существует некоторый оптимум в размерах снегоступов. Так, ширина снегоступов у большинства производителей порядка 20-23 см. Длина примерно 65-75 см. Если будет шире, придется идти «нараскоряку», широко расставляя ноги. Иначе снегоступы будут постоянно цепляться друг за друга на каждом шаге.
Бывают длинные снегоступы, заявляемые производителем как снегоступы для очень рыхлого снега. Использование таких снегоступов не всегда целесообразно. В действительно пушистом снегу не держит абсолютно ничего! Даже широкие лыжи. А вот носить такие длинные снегоступы неудобно. Не входят ни в один рюкзак, а, будучи привязанными снаружи рюкзака, цепляются за ветки при катании на лыжах или сноуборде по лесу. Да и ходить в них не очень удобно, особенно при активном маневрировании в зарослях или, если нужно развернуться на месте.
При выборе обратите внимание на маркировку — на какой вес рассчитана данная модель. Обычно производители указывают диапазоны: 40-60 кг, 50-80, 70-100 и так далее … Это предполагаемый вес человека с рюкзаком, во всей экипировке. Но всё сильно зависит от характера снега.
Характер снежного покрова | Допустимое давление (кг/см2) | Площадь опоры на 1 кг веса (см2) |
Рыхлая снежная дорога | 0.1 — 0.15 | 7-10 |
Снежная целина с настом | 0.07 — 0.08 | 12 — 14 |
Снежная целина рыхлая | 0.06 — 0.07 | 14 — 17 |
Свежевыпавший снег | 0.04 — 0.06 | 17 — 25 |
Для примера возьмём снегоступы Маяк.
Размер — 68х23 см. Рекомендуемый вес туриста — 55-90 кг.
Рассчитываем площадь. Примерно 1564 см2.
Для рыхлого снега получаем 60-90 кг нагрузки. Не соврали!