История 7. Пихтовый гребень. Лето 1997 года

Истории турклуба «Экватор», или как это начиналось… Воспоминания И.В.Макарова

Пихтовый гребень — высочайшая вершина Новосибирской области — 468 м. Находится на границе Маслянинского и Тогучинского районов в достаточно глухом и удаленном месте.

(Нужно отметить, что в связи с изменением границ области это теперь не так. Высочайшая точка НСО сейчас имеет высоту 506 м и находится на границе трёх субъектов РФ — Новосибирской и Кемеровской областей и Алтайского края. Место очень интересное и весьма перспективное в плане велотуризма!- прим. ДВ). Но вернёмся в 1997-й год.

Поход решено было провести в форме туристского лагеря, т. е. создать базовый лагерь, из которого можно было бы выходить в радиальные и кольцевые походы. Такая форма позволила принять участие в нашем мероприятии значительно большему количеству туристов, поскольку до места лагеря мы забрасывались транспортом. Надо сказать, что организация  базового лагеря используется в наших походах и сейчас, ведь это существенно повышает безопасность путешествий. Главное нужно найти тех, кто  согласился бы провести все время в лагере, а это не всегда легко.

Место лагеря  было выбрано по карте — правый берег реки Ик — чуть выше левого притока — ручья Аштак. Туда вела грунтовая дорога от деревни Новососедово. До вершины Пихтовый Гребень около двадцати километров. Предполагалось провести в этом районе неделю, побродить по окрестным местам в радиальных и кольцевых маршрутах.

Компания собралось большая. Образовалось две группы – походная и лагерная. В лагере оставались трое взрослых — Анна Дмитриевна, Галина Михайловна, и Виктор Иванович, а также несколько детей. Самыми маленькими были Матвей Караульных и Лена Макарова. Костяк группы  составляли такие опытные туристы как Максим Хухро, Егор Винниченко, Влад Караульных, Коля Димитров, Ира Кузьминова, Саша Бурдукова, Саня Макаров, а также новички —  Ваня Кузьминов, Слава Татарский, Аня Пальчикова и Слава Гайдамаков.

Впервые в походе участвовала Рика — наша  доберманша которой исполнилось год и два месяца.

Для заброски группы договорился с дядей Мишей Бутаковым – водителем Камаза. На этом Камазе у нас на  работе возили всё – материалы, реагенты, оборудование и людей. Ведь на Камазе (а еще раньше на Урале) можно было проехать куда угодно, особенно на посадку и копку картошки. Была тогда эта массовая забава.

Вот и поехали мы на Камазе на Пихтовый гребень. Тем более, что места эти для дяди Мишы были родными. Не с первого, но со второго раза заехали мы в нужное место и поставили лагерь. Виктор Иванович сразу отправился искать рыбные места, ведь Ик хоть и невелик, но рыба в нем должна быть. Как ни старался Виктор Иванович поймать рыбку побольше, все у него только мелочь ловилась. Только Кольке Димитрову повезло — он поймал настоящего хариуса, причем почти сразу на самодельную снасть. Больше хариусов здесь никто не поймал…

Первый день ушел на разведку местности. Оказалось, что ручей рядом с нашим лагерем носит красноречивое название «Питьевой» (про это нам сказали местные пастухи), так что наш лагерь стоит там, где надо. Надо сказать, здесь когда-то стояли дома и жили люди. Следы домов выделяли заросли крапивы, образующие правильные прямоугольники среди травы и кустарника. Даже кладбище недалеко было расположено – последние захоронения судя по датам на могилах  были в период 68-70 годов. Вообще эти плодородные края были населены достаточно плотно, однако в семидесятых годах произошло укрупнение сельских поселений и небольшие поселки и хутора прекратили существование. А поскольку переселение было планомерным и массовым, то дома разбирали и перевозили на новое место. Оставшееся место после дома почему-то зарастало только крапивой и в таком состоянии все осталось до сих пор. На топокартах Маслянинского района следы прошлых поселений остались в названиях урочищ.

Разведку проводили двумя группами — в верховья реки Малая Еловка отправились старшеклассники во главе с бывшими школьниками Максимом и Егором, а остальные двинули вдоль притока Аштак по проселочной дороге к урочищу Смирновское. Через Смирновское лежал путь на Пихтовый Гребень, а возвращаться мы собирались по Большой и Малой Еловками. Так что начало и конец похода на Гребень мы разведали довольно точно.

И вот пришло время главного похода. После завтрака начались сборы, укладка снаряжения, продуктов и хотя все было разложено заранее, все равно кто-то что-то забыл, оставил, как всегда кому-то не хватало места в рюкзаке, в общем обычные хлопоты. Вышли по разведанной дороге вдоль притока Аштак. Часа через полтора дорога привела опять к реке Ик уже в месте впадения правого притока. Опять перешли через Ик и двинули вверхпо долине Листвянки. Весь день погода баловала — небольшие тучки, ветерок как нельзя кстати для передвижения  с полной походной выкладкой. В долине встретили стоянку пастухов — пасут лошадей. Здесь глухомань, народу мало, встречаются даже волки.

На ночлег встали возле небольшого ручья. Река, по долине которой мы поднимались сегодня, исчезла. Поэтому ручей пришелся очень кстати. Пастухи сказали, что это из-за специального отвода воды для промывки золота, которое когда-то здесь добывали. Действительно, здесь местами сохранилась дорога. Видимо по ней возили золотоносную породу. В окрестностях лагеря мы видели несколько глубоких ям, возможно оттуда и доставали эту породу. Вечером провели поиски золота в ручье, но ничего не нашли.

Утром путь лежал по старой дороге, которая через пару километров превратилась в тропу. По мере подъема по долине растительность на склонах стала меняться — появились пихты. Название Пихтовый Гребень не случайно! Саму вершину  из долины не видно, но по описаниям на нее ведет дорога через лесной массив, которая начинается слева (по ходу) от последнего огорода. Конечно, никаких огородов уже здесь нет, но видны участки земли, которые когда-то ими были, даже кое-где видны остатки ограды. За этими «огородами» начинался сплошной лес, как  видно непроходимый. Но в нашей команде была Рика,  и нюх у нее был  отличный. Она без труда нашла заросшую тропу, которая при входе в лес превратилась в колею. и хотя  колея эта часто была перегорожена упавшими деревьями, движение по ней вывело нас туда куда нужно — на гребень водораздела. Здесь мы повернули налево и вышли на безлесую площадку с металлической треногой. Пихтовый Гребень был покорен!

Насладившись видами Салаирского кряжа и отобедав в тени деревьев, чуть было не спровоцировали пожар. От костра занялась сухая трава и верхний почвенный слой, так что для тушения  пришлось использовать большую часть припасенной питьевой воды.

Дальнейший путь привел нас в верховья Большой Еловки, где мы и заночевали возле большого осинника. Утром вышли на тропу и преодолели невысокий водораздел между Еловками, места были уже знакомые. Встретили пастуха, который пас коров. У пастуха горе — неделю назад волки загрызли теленка, теперь  должна приехать комиссия, которая определит степень вины и пастуха и волков. Наш лагерь пастух посещал, даже катал детей на лошади. Остаток пути прошел быстро — тропа привела нас к лагерю.
Кольцо замкнулось, долгожданная встреча состоялась.

Вечером играли в «крокодила», пели песни, отдыхали… Следующий день — днёвка перед возвращением в город.  Решено провести турнир по домбайскому боксу. Огородили площадку, выбрали коллегию судей, провели жеребьевку, а главное — привязали собаку! Бокс удался на славу, помутузились все от души! Победителем стал Егор Винниченко, в финале он одолел Влада Караульных. Схватка получилась достаточно жесткой, но весьма зрелищной. Зрители были очень довольны. Но больше всех радовалась Рика, которую после финального поединка наконец отпустили.

После обеда устроили соревнования по метанию ножей, в результате которых повредили оба ножа и на этом успокоились. К вечеру неожиданно приехал  дядя Миша на Камазе. Оказалось по прогнозу на следующий день намечались значительные осадки в виде дождя и града и наш водитель забеспокоился, сможет ли он выехать по глинистому подъему из долины Ика. Лагерь начали спешно сворачивать, но когда собрали почти все палатки, решено было все-таки остаться на ночь. Вечер не предвещал никаких изменений погоды, дядя Миша успокоился, и все палатки установили обратно.

Ночь прошла нормально, однако утром  стало пасмурно. Памятуя о прогнозе, торопливо собираемся и трогаемся в обратный путь. Вот и длинный подъем от реки. Камаз прошел половину и забуксовал. Мы выскочили из кузова и  стали толкать тяжеленную машину. Надо было видеть удивление наших детей когда  грузовик после  первого же усилия медленно стал двигаться вперед набирая скорость. Скользкое место мы прошли и довольные сотворенным уселись в машину с чувством собственного достоинства. Да, немного человеку надо для удовольствия, например машину из грязи вытолкать…

Так и закончился этот поход — прообраз наших будущих лагерей на Алтае, Тянь-Шане, Обском море.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


(Обязательно)