Пещера Новососедовская

Говорят, что Новососедовская пещера когда-то была разветвлённой и протяженной. Она насчитывала 8 гротов и имела 2 входа. По какой причине, я не знаю, но один из входов был взорван, и большая часть пещеры обвалилась. Сейчас мы имеем узкий лаз и 3 грота. На месте второго выхода воронка и щели, из которых заметно дует. Говорят, что пробовали раскопать второй вход, но неудачно.
Найти пещеру не сложно. Если ехать от Легостаево и Малиновки, то, попав в Новососедово и переехав речку Китерню, слева увидите симпатичную горку. Местные зовут её «Мыс». Южная часть горы объявлена памятником природы областного значения «Каменистая степь» (подробнее на сайте Балацкого). А северный склон покрыт лесом. Вдоль него от трассы уходит грунтовка в горку. Двигаемся по ней метров 50 и сворачиваем в лес. Есть тропка, но она слабенькая. Можно и не заметить. В лесу и находится вход в пещеру.

Поискать придётся. Для ориентира скажу — ищите черёмуху. Она здесь растёт только в одном месте, как раз вокруг небольшого скальничка и воронки со входом. Но с дороги эту черёмуху не видно 🙁

Лаз в пещеру узкий, лезть туда не очень хочется и весьма неудобно. Может и хорошо. Пещера шибко доступна и будь она удобной, была бы сильно загажена.

Описание пещеры (составил Г. Андросов).

Сначала идет вертикальный спуск около 1 метра. Потом он меняет направление на горизонтальное. Недалеко от входа – низкий вытянутый грот. Влево понижаясь идёт ход. Далее – Т-образная развилка. Налево – небольшой грот. Направо ход идёт до следующего грота. Справа в этом ходе низкая ниша, перед входом в грот – лужа. Второй грот побольше, из него идёт ход, который кончается катушкой, упирающейся в глиняный завал. В этом месте в небольшой нише наблюдается капёж. Есть сталактиты длиной до 10 мм.