Рассказ о смерче на реке Бердь.
Макаров Игорь Васильевич, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Советского района г.Новосибирска.
В последнее время в СМИ постоянно муссируется вопрос глобального потепления и связанные с этим климатические аномалии. По мнению некоторых ученых плавное изменение климата на планете в целом сопровождается резкими перепадами температуры, давления, влажности в отдельных местах, что может вызывать катастрофы местного, если так можно выразиться, масштаба.
Когда в Атлантике бушует очередной ураган, как то не верится, что подобное может произойти в нашем спокойном регионе. Однако это не так.
Примером тому может быть история произошедшая 10 июня 2001 года в среднем течении р.Бердь.
Река Бердь для Новосибирской области является уникальным местом с неповторимым рельефом, поэтому заслуженно пользуется популярностью у туристов , рыбаков и отдыхающих. Плавность течения, малое количество препятствий , теплая вода, в летнее время года привлекает значительное количество любителей отдыха с детьми.
В начале июня 2001 года наша группа в составе двух байдарок ( двое взрослых, двое детей и собака) проводила разведочный поход по Берди от Маслянино до Легостаево, поскольку в конце месяца планировался сплав большого коллектива ( 25 чел. на 11 байдарках). Утро 10 июня выдалось пасмурным, однако дождя не было, поэтому собрались быстро и по хорошей воде пошли от Пайвино вниз. Спустя час пошел мелкий дождик. Недалеко от скалы Собачий камень тучи сгустились и пошел довольно сильный дождь, вскоре перешедший в град. Град продолжался несколько минут, затем опять пошел дождь.
Все это время мы шли по течению, укрывшись накидками. Собака, которая плыла с нами, спряталась под штормовку и практически не подавала признаков жизни. Возле заброшенной деревни Кинтерепп долина Берди расширяется, и влево и вправо. Приблизившись к расширению долины мы с удивлением обнаружили метрах в трехстах впереди два смерча, которые то сходились, то расходились в каком — то странном танце. Создавалось впечатление, что они пытаются залезть на пологие берега, а затем опять скатываются в реку.
Первым нашим действием стала чалка к ближайшему берегу, однако наблюдения за танцами смерчей мы не прекращали. Смерчи неожиданно схлопнулись и вместо двух черных облачков с ниточками появился один черный столб, который задумчиво постояв на месте, медленно двинулся вниз по долине. Самым приятным для нас оказалось, что смерч двинулся от нас и скрылся за правым берегом реки. После такой сумятицы погода стала налаживаться , дождик прекратился и даже вышло солнышко. Придя в себя от увиденного, мы двинули вниз по реке.
Когда наши суда вышли из зарослей стала видна картина разрушений, вызванных смерчем. На правом берегу заросшем соснами и березами появилась проплешина диаметром несколько десятков метров, усеянная стволами скрученных и сломанных деревьев. От проплешины тянулся след смерча – просека поваленных деревьев шириной метров двадцать. Просека взбиралась на пологий склон и уходила вдаль . Бердь в этом месте петляет, однако отчетливый след смерча на правом берегу, отмеченный сломанными березами растянулся на несколько километров. Река была усеяна ветками, листьями, каким-то мусором.
Минут через сорок движения наше внимание привлекли несколько человек, стоящих на левом берегу. Как оказалось, смерч прошел практически через них, машины, в которых они пережидали непогоду, качало и приподнимало вверх. В общем, натерпелись они здорово.
Следы того смерча и сейчас отчетливо видны на бердском берегу , как грозное напоминание о том, что стихия может проявить себя в самом казалось бы безопасном и безобидном месте.