По прошествии некоторого времени после окончания похода всегда хочется осмыслить произошедшее и сформировать какое то общее впечатление от пройденного. Настоящее повествование не есть описание похода или дневник участника, но попытка донести до читателей некоторые ощущения автора.
Вообще-то, любой поход — это довольно скучное и зарегулированное мероприятия. И даже если вы не совершаете свое путешествие в соответствием с «Кодексом путешественника», «Правилами проведения спортивных походов» и других нормативных актов, все равно вы выполняете кучу нудной, рутинной подготовительной работы, начиная от разработки маршрута, раскладки продуктов, формирования аптечки, снаряжения, команды и многое-многое другое, что определяется с здравым смыслом и чувством самосохранения (суицидальные походы — не в счет!). И в самом походе вы каждый день делаете регулярные однообразные вещи — ставите лагерь, готовите пищу, собираете лагерь, идете по маршруту, тащите рюкзаки, ориентируетесь. Эти вещи настолько приедаются, что обычно их не замечают, ну разве что когда шли по ночи с фонариками по куруму, или ставили лагерь в град, или пили из лужи… Так, новичок впервые в жизни выходящий на туристскую тропу вначале замечает лишь тяжесть рюкзака и крутизну дороги и лишь преодолев эти негативные ощущения (может даже и не в этом походе) увидит красоты окружающих пейзажей и почувствует свое единство с природой. В нашем случае «регулярность туристского бытия» обеспечивалась опытом участников, а «разнообразие» привнесли в нашу жизнь четыре вещи — медведи, рельеф, погода и люди.
Медведи. В июне 15 в Ергаках зафиксировано два случая нападения медведей на туристов, в результате действий егерей четыре зверя были отстреляны, см. «Мишки в Ергаках«. В течении июля нападения медведей на людей не зафиксированы. Администрация Национального парка Ергаки настоятельно рекомендует соблюдать меры безопасности как то: ночевать только на подготовленных стоянках, хранить продукты вне палаток, уничтожать остатки пищи, передвигаться группами не менее трех человек, издавая шум и только в светлое время суток .
Все это мы знали до начала похода, постоянно следили за информацией. Медведеопасность повлияла на наш маршрут — мы запланировали технически более сложный маршрут (по сравнению с вариантом прошлого года, см. «Рухнувшие планы«) для того, чтобы поменьше находиться в зоне леса, особенно на северной стороне, запасли больше топлива для стоянок, предусмотрели пару мешков для подвески продуктов на ночь, запаслись ракетницей, перцовым спреем, погремушками и тщательно изучали инструкцию по безопасности при встрече со зверем. И хотя встреча с медведем у нас не состоялась, думаю к общей радости сторон, общая «медведеопасность» внесла в наше путешествие достаточно отчетливое разнообразие и характерный оттенок настороженности.
Рельеф и погода. Рельеф в Ергаках заслуживает особого внимания. С одной стороны — это очень характерные только для этих мест скалы-пальцы на острых бритвах хребтов с нависшими скальными «зеркалами» над озерами и курумами различного размера в верхней зоне, с другой стороны — влажная горная тайга в ущельях внизу.
Долины в Ергаках висячие — вверху несколько озер в безлесой зоне, затем резкий сброс сопровождаемый сливами и водопадами и продолжаемый быстрым течением речек среди глухой тайги. Несмотря на небольшие по абсолютным меркам высоты (пик Звездный 2265 м) относительный перепад высот в Ергаках существенный, причем это характерно и для высокогорной зоны и зоны тайги.
Поэтому, пройдя пять-шесть километров по горизонтали можно оказаться совсем по другую сторону хребта в других погодных условиях. Разнообразие рельефа многократно усиливается разнобразием погоды. Ергаки как отдельно стоящий горный массив встречает все изменения погоды по полной программе, причем горные хребты могут как задерживать, так и усиливать атмосферные потоки, все зависит откуда дует ветер. А набор погод стандартный — осадки (дождь, град, снег) или без осадков (жара, облачно,пасмурно, туман) и меняется это с частотой примерно 8-12 часов.
Наше путешествие началось при жаркой безоблачной погоде, к середине первого дня в районе озера Радужное появились признаки надвигающихся осадков, на перевале Спящий Саян стало ясно, что дождя не избежать. Дождь настиг нас уже внизу — после спуска с перевала — на переходе по курумнику к озеру Лазурное. Движение по мокрому куруму это достаточно утомительное и опасное занятие, поскольку камни покрытые лишайником становятся скользкими в течение некоторого времени и после дождя. Многие тропы в Ергаках также становятся скользкими и опасными в дождливую погоду, это осложняет движение поскольку требуется повышенные меры страховки. Поэтому фактор осадков в нашем походе сильно повлиял на распорядок движения на маршруте. Когда в первый день ливень застал нас на куруме, то пришлось двигаться к месту стоянки на озере Лазурное по скользким камням. На следующий день дождь начался с утра и продолжался весь день. В такую погоду от движения через перевал Сказка пришлось отказаться, так что получилась вынужденная дневка. В последующих днях дождь нас поливал не так плотно и интенсивно, но фактор ухудшения погоды приходилось учитывать при преодолении перевалов. Подъем на гору Перевальная запомнился тем, что мы видели надвигающийся дождь и сумели его переждать и продолжить путь по высохшим камням.
На самой северной оконечности маршрута — при стоянке над озером Северное после разведки тропы выяснилось, что возможные осадки усложняли подъем на перевал Межозерный, поэтому радиальный выход на водопад Грация пришлось заменить прохождением перевала.
Стоило спуститься с перевала и стать на обед, как на уже пройденный перевал налетели тучи и разразилась гроза. Вечером на стоянке над озером Черным на нас обрушились сильные стоковые ветры, которые трепали палатки, срывали колышки и сдвигали камни на оттяжках.
Всего за восемь дней похода практически без дождя мы шли всего пару дней. Так что погодное разнообразие регулярно чередовали солнце, ветер, дождь, тучи.
Люди. Отправляясь в поход человек прощается с привычной обстановкой и окружением, выходит из городской среды на природу и, как кажется многим, скрывается от общения с людьми. Для походов одиночек наверное так и есть, но в туристской группе человеческие отношения играют важную роль. Они наполняются новым смыслом — общим интересом — пройти поход. Сколько маршрутов было не пройдено, когда в группе начинался разлад, а сколько групп распались даже после успешно пройденного похода. Так что разнообразие нового похода часто кроется в персоналиях туристской группы.
В нашем случае хотя и не все члены группы знали друг друга до похода, но имеющийся туристский опыт и большое желание пройти «непройденный маршрут» позволили всем участникам чувствовать себя единым коллективом и успешно преодолевать все препятствия и невзгоды.
В Ергаках, как и в других популярных районах, наряду с природными достопримечательностями есть еще одна особенность — наличие туристов. Вообще эмпирически установлено (по моим данным 2000 года) количество людей в туристских регионах (Ергаки, Поднебесные Зубья, Хамар Дабан и др.) встречающихся на тропах при удалении от места старта уменьшается вдвое на каждые пять километров пути. В этом сезоне из-за повышенной медведеопасности в самых посещаемых местах работники природного парка Ергаки создали два больших лагеря, в которых настоятельно рекомендуют ночевать туристам (за умеренную плату). Специальные егеря отслеживают туристские группы, которые идут мимо этих лагерей, особенно в районе озера Радужное. Поэтому туристский палаток на озере нет.
На озере Светлое картина другая — все озеро окружено лагерями. Группы туристов выходят на радиальные маршруты по десять — двадцать человек. По мере удаления от этих популярных мест количество туристов резко снижается. Так на озере Лазурном за два дня стоянки нам встретилось всего три группы, а на стоянке над озером Северное мы стояли в гордом одиночестве.
По мере возвращения к людям количество людей встреченных на тропах стало расти (ночные покорители перевала НКТ не в счет). Уже на Стрелке мы встретили две группы, а на озере Художников нам несказанно «повезло» — накануне стоянку покинуло человек тридцать и мест свободных было в избытке. Но на озере Художников нас ожидало нечто интересное — наш лагерь оказался прямо на тропе скайранинга — Фестиваля бега, организованного Федераций альпинизма Красноярского края. Вечером накануне мы как то не обратили внимание на голубые вешки и вывеску фестиваля бега, но утром обнаружилось , что через наш лагерь начали пробегать спортсмены — то по одиночке, то группками, молодые люди и девушки. Пробежало человек восемьдесят. Кто молчал, кто шутил, кто просил водички, кто спрашивал куда бежать. Спустя пол часа эти фигурки виднелись на тропе к озеру Горных духов. Маршрут скайранинга начинался и заканчивался на турбазе Тушканчик и проходил через перевалы Курсантов Западный и Птица. На перевале Курсантов Западный с места нашей стоянки отчетливо виднелись две фигуры — судьи контроллеры.
Поскольку наш путь в тот день шел через этот перевал, то маркировка тропы нам совсем не помешала. Так по маркировке и зашли мы на перевал, а вот спускались совсем без маркировки — просто по крутой тропе через скальные сбросы к озеру Мраморное. Просто полученный опыт прохождения более сложных перевалов позволил двигаться более сложным и опасным путем. Ночевали последнюю ночь мы на озере Мраморное, почти сразу после постановки лагеря пошел дождь, который продолжался весь вечер и всю ночью. Надо сказать, что фестиваль бега продолжился и на следующий день, несмотря на нулевую видимость уже немногочисленная группа бегунов пробежала на перевал, а мы двинулись на выход.
И как уже упоминалось вначале этого раздела, количество людей на тропе стало увеличиваться, тропа превратилась в мокрую дорогу и привела к стоянке автомобилей .
Завершая этот раздел следует отметить, что все встреченные нами туристы в Ергаках были чрезвычайно приветливы и доброжелательны, ну за исключением может бы нескольких молодых туриков, которые посмеивались над нашим передвижением по грязной тропе.