Вместо эпилога
…Аномально теплая зима в Сибири привела к изменениям в ледоставе озера Байкал. Обычно это огромное море пресной воды покрывается льдом в середине — конце января, но в этом году Байкал упорно не хотел покрываться льдом и в январе и в феврале. Тонкие ледяные поля регулярно взламывались ветрами и на космических фотографиях видны были массивы чистой воды, особенно в в южной части озера. Поэтому идея ледового похода 2015 года — пройти по маршруту МРС — Листвянка, по мере приближения сроков изменилась до привычного для нас похода вокруг острова Ольхон. Новизной этого похода должно было стать прохождение части маршрута по западному побережью пролива Малого Моря и переход пролива в районе мыса Хобой. В дальнейшем наш путь лежал бы знакомым путем вдоль восточного побережья острова Ольхон к поселку МРС. Но и в этом случае был запланирован запасной вариант возвращения от мыса Хобой до МРС опять по Малому Морю вдоль западного берега острова Ольхон. Следует сразу сказать , что был реализован этот самый запасной вариант похода , который можно назвать «Маломорской кругосветкой». От того, что был реализован запасной вариант, участники похода не пострадали , т.к. получили полный пакет эмоций, ощущений, трудностей и радостей ледовых походов по Байкалу…
Краткий дневник похода (Заметки по горячим следам).
17.03.-.19.03. Подъезд к началу маршрута — поселку МРС : плацкарт НСК -Ирк — микроавтобус с приветливым водителем Вениамином — позная» Юрта» в Еланцах — турбаза «Ветер странствий» в Сахюрте ( МРС). Визит к спасателям- рекомендации не ходить по Большому морю — там есть участки чистой воды. Выход на лед, вечерний разбор вещей, упаковка саней, песнопения — сон.
20.03 . Первый день похода. Начало пути. Утро , столовая , кипяток, завтрак. Опять сборы , упаковка, распределение дров. в 9-00 выход ( здесь и дальше время новосибирское). Спуск по зеленой лестнице турбазы на берег Байкала.
Ледоступы, капюшоны, солнцезащитные очки. Палки в руки, санки на пояс, вперед на мыс Кобылья Голова. Ветер в левую щеку, солнце справа, под ногами разноцветный лед.
В середине пролива Ольхонские Ворота ветер — Сарма, первая трещина с водой, затем расширяющаяся полынья с плавающими льдинами. Возвращение к началу трещины — переход на другую сторону и движение на мыс острова Ольхон. Первые сокуи — феерия застывших волн, сосулек, набрызгов и ветер, ветер, ветер. За мысом бугристый лед, поля небольших торосов. Движение замедляется, санки часто опрокидываются и ветер, ветер, ветер…
Солнце скрывается за облачностью, по мере продвижения на северо-восток ветер то утихает, то усиливается. Пересекаем Дорогу Жизни — ледовая переправа на Ольхон — две полосы чистого льда обозначенные красно-белыми вешками. Короткий перекус. Остров Огой появляется и приближается, сверкая белой Ступой просвящения. Первая ночевка на сене. Палатка на камнях , непростая укладка ковриков, определение спальных мест. Печка вносит тепло и умиротворение несмотря на ветренную погоду. Сытный ужин — «ленивые пельмени» , немного песен и сон. Сегодня прошли всего 17 км.
21.03.Второй день похода. Через Малое Море. На материк! Ясно, солнечно,морозно. Долгие сборы, упаковка саней.Выход в 8-00 . Огибаем остров Огой и пересекаем Малое Море в направлении островов Шарга — Даган и Ольтрек. Встречаем одинокого фотохудожника — теперь мы фотомодели. Поворачиваем и двигаемся на север к берегу, оставляя остров Борга Даган справа. Ветер небольшой, попутный, заметен только на стоянках.
Обед на льду — бичпакет, шербет, сервелат, сушки, чай и кипяток в термосах. Лед чистый, гладкий под лучами солнца отливает от светло зеленого до черного, паутина трещин блестит всеми цветами радуги, крупинки льда из- под ледоступов ветер уносит вдаль. На стоянку становимся не доходя пару километров до летовки Ятор. Палатку ставим на опушке леса , оттяжки закрепляет деревянными кольями. Дрова в избытке. Вечером ненадолго показался народившийся месяц. Вторая ночевка комфортнее первой. Ночью рядом с лагерем по колее проехала машина. За день прошли около 23 км.
22.03. Третий день похода. Вдоль побережья. Проснулись рано и встали бодро.
Вышли аж в 7-30. На небе небольшая облачность, опять попутный ветер. Держимся недалеко от берега , направление — мыс Ядыртуй. За мысом ветер усиливается. Теперь направление — мыс Ото Хушун. Четыре часа до обеда пролетают быстро и вот мы на этом мысе . Переходим через невысокий галечный вал пляжа и под его защитой от всепроникающего ветра обедаем. Для поднятия аппетита перед глазами небольшое озерцо с чахлыми деревьями. После обеда перетаскиваем сани через перешеек с одного края мыса на другой — лень обходить это все по торосам. На другой стороне мыса в бухте стоят рыбаки . Во второй половине дня лед стал мягче, палки впиваются в него легче и передвижение по льду в санях на ручной тяге становится доступным.
Пару раз переходим трещины с водой, один раз даже по плавающей льдине, жесть… Наше движение приводит к новым географическим названиям — мыс Хужир, мыс Хохе Нахойтуй и наконец мы достигает мыса Зундук. Возле мыса много трещин в которых мерцает черная вода. На мысе расположен поселок , пасутся коровы, полоска леса подходит к берегу только с северной стороны после устья реки Зундук.
Поэтому нам приходится огибать мыс и искать стоянку уже после захода солнца. Расположились на полянке в молодом лесу на самом краю лесного массива. Дальше на северо восток берег представляет скалистые сбросы и пригодных мест для стоянки нет до залива Кодовый и поселка Зама. За день прошли свыше 30 км, это рекорд.
23.03. Четвертый день похода. Через Малое Море -2.На Ольхон. Утро яркое,солнечное, но перед выходом набегает небольшая облачность. Выход в 8-00, вчерашний долгий ходовой день дает о себе знать.Сегодня идем на Ольхон, по прямой до острова 16 км, до нашей нужной бухты за мысом Саган Хушун около 20.Ветер вначале не подает признаков жизни, через пару переходов начинает дуть то справа, то слева. Ледяная поверхность Молого Моря у материка гладкая , с небольшими пятнами снега, трещин и торосов немного. По мере приближения к середине пролива попадаются поля неровного бугристого льда вперемежку со снегом. Двигаемся строго на восток, ориентиром держим мыс Саган Хушун, который по мере движения становится все отчетливей и рельефней. Со всех сторон видны стоянки рыбаков, здесь рыба есть. На участке двести метров мы видели аж три рыбки, вмерзшие в лед кверху брюхом, а это большая редкость на Байкале. Обедаем на льду, придвинув санки. После обеда начинаются участки покрытые снежным настом. Скорость передвижения сразу снижается, санки издают скрежет и гул. Выбираем дорогу с учетом автомобильных следов. На горизонте довольно часто со всех сторон видны машины двигающиеся в самых разных направлениях. При подходе к Ольхону , километра за четыре ледовая поверхность полностью покрыта снежным настом, изъеденным солнцем. Бухта , к которой мы идем, располагается между мысами Саган Хушун и Дамнурий. В северной части бухты видим несколько машин, которые периодически выезжают из бухты и возят на надувных «ватрушках» любителей экстрима. Бухта большая в ней всем места хватит. Выбираем место в южной части бухты на заснеженном кусочке льда под красивым сокуем. Палатку ставим используя ледобуры. костер разводим на льду используя в качестве подставки чурки из промерзшего бревна. Несмотря на стоянку в таком прохладном месте ночью печку не топим. За день прошли свыше 20 км.
24.03.Пятый день похода. Бросок на Хобой и …домой. Утром встали как обычно. Дежурные в 5 , все в 6, позавтракали и пошли в радиалку на мыс Хобой — самую северную точку острова Ольхон. До мыса по прямой около 4 км. Шли около сорока минут, по пути нас обогнала первая «маршрутка» на Хобой — пятнистая «буханка» без номеров. На Хобое немного ветрено, открывается ширь байкальская, лед толстый, но хрустит. Один раз так долбануло, что сразу стало неуютно и мы засобирались домой.
Обратно шли также быстро. Рядом с нашим лагерем остановилось две буханки — привезли туристов на мыс Саган Хушун. Вместе с мысом наше скромное пристанище вызвало живой интерес у отдыхающих. Интересно, что в основном это были иностранцы — испанцы, французы, китайцы, даже мексиканец был среди этой разношерстной братии. Однако война — войной , а обед по расписанию. После обеда неспешно собираемся и двигаемся на юго-запад, итак пора идти домой…А до дома в МРС еще 74 км ( по прямой ) и три с половиной дня пути. Двигаемся используя следы автомобилей, выбирая те, что не слишком уходят в море. По началу лед бугристый со снежным настом, но через пять — шесть километров дорога становится веселее — лед ровный и снега почти нет. Погода солнечная, ветра почти нет, поэтому начинаем раздеваться.
К вечеру достигаем залива Нюрганская Губа и попадаем в тупик — слева у берега торосистый лед, автомобильная колея идет параллельно берегу. Приходится идти напролом через торосы к вожделенному берегу. На берегу ставим палатку на снежное поле используя камни и палки. За день пройдено больше 15 км.
25.03. Шестой день похода.Мокрый Хужир. Вышли в 8 30.
Опять тяжелый путь среди заснеженных торосов к автомобильным следам. В этом походе это развлечение редкость, так сказать немного перца к постному блюду. По дороге опять начинаем становиться фотомоделями. Опять с утра идут буханки- маршрутки с туристами из Хужира на Хобой , встречаются квадроциклы, колонны внедорожников с выцветшими знаменами и , наконец впечатляющая кавалькада мотоциклов с колясками с флагами разных стран. Все это разнообразие с любопытством и некоторой долей то ли восторга, то ли удивления или недоумения глазеет на наши нестройные ряды и усиленно снимает из всяческой техники.
Чувствуем себя попавшими в историю. Погода тем временем хмурится, на небе дымка, переходящая в низкую облачность, чувствуется оттепель.
Обедаем как и обычно, составив вместе сани, передавая друг другу еду и кипяток. Сегодня не самый трудный день, но накопившаяся усталость дает себя знать разговорами о бане и душе, которые ждут нас на турбазе Ветер странствий. Разговоры о мокром принести свои негативные результаты — вечером после того, как на песчаном берегу в Сарайской бухте возле поселка Хужир был установлен лагерь пошел дождь…
Палатка стала намокать и протекать, все же зимний поход, у нас! Пришлось вынести все тяжелые вещи и вынуть полиэтилен из под палатки. Этот импровизированный тент закрыл примерно треть крыши, остальное пришлось перекрывать подручными материалами, благо возле нашей стоянки с прошлого года остались куски полиэтилена от бани, которыми мы использовали для перекрытия остальной крыши.Так в борениях с дождем наступил вечер, а через час дождь закончился и разведенная печка продемонстрировала нам, что полиэтиленовая пленка не зря используется для устройства бани в походных условиях. Поскольку наша печь еще и немного дымит, то получился банно — коптильный комплекс. Для проветривания полиэтиленовые добавки сняли, оставив основной полиэтилен, который ночью также пришлось убрать из-за поднявшегося ветра. Так в Хужире мы встретили первый дождь ( без снега ) в этом году. За день пройдено 24 км. Осталось два дня пути.
26.03. Седьмой день похода. Собачьи будни. Утром подморозило. На улице пасмурно.Палатка просохла, песок на полу уже не слипается в мокрые комья.
Завтрак сегодня у нас усиленный — макароны с сыром. нам нужно дойти до острова Огой — места первой стоянки.
Выходим в 7-30. Идем до Шаманки, здесь останавливаемся для осмотра местности. Кто то залез на скалу, кто то пошел по ледовому лабиринту. В общем потратили на это около часа.
Все это время нас сопровождает свора местных собак. Вчера во второй половине дня к нам пристала одна, к вечеру их было уже пять , а сегодня на выходе из Хужира четверка псов неустанно сопровождает нашу процессию. Причем среди собак присутствует дух противоречий и соперничества — собаки постоянно между собой выясняют какие то отношения и такое ощущение, что это они делают, надеясь на наше внимание и поощрение. Так позади остались Хужир, Хужирский залив, Малый Хужир, а наши сопровождающие собаки оставшись втроем, не оставляют без внимания все, что находится в радиусе пары километров от нас, не забывая периодически подойти и попросить что нибудь у добрых туристов — сушку или конфетку. Если в начале дня лед был достаточно жестким, то к обеду стала появляться вода, особенно на полях торосов ранее покрытых снегом. Напротив острова Замогой автомобильные следы поворачивают на 90 градусов вправо к материку пересекая поле небольших торосов. Между торосами плещутся лужи воды, колея представляет собой две лужи залитые талой водой, поэтому идем стараясь не слишком замочить ноги. При выходе на ровное ледяное поле становимся на обед .
Собаки ложатся рядом и терпеливо ждут. Конечно найдется всегда добрая душа, которая угостит сушкой, а то и тремя… Мимо проезжают машины, на материк -пустые, на Ольхон — груженые пиломатериалами. Дорога вот вот закроется так что нужно спешить. После обеда попадает на участок водных торосов -дорога слишком в сторону уходит от нашей цели — острова Огой. Торосы проходим под хруст ломающихся льдинок и шлепанье мокрых ботинок, идти очень неуютно, особенно когда впереди показываются черные разводы замерзшей( а может и не очень) трещины. Собаки следуют вместе с нами, легко преодолевая лед и воду.Движение по торосам занимает немногим более получаса, однако добавляет в наше путешествие немало адреналина.
Наконец выходим на чистый лед и приближаемся к месту стоянки. Возле острова видим две машины рыбаков, они бурят лед и бросают в лунки подкормку для завтрашней рыбалки. Ну а мы ставим лагерь на том же месте, что и неделю назад, осматриваем поредевшие зубья ледоступов и готовимся к последней ночевке на Байкале в этом походе… Тем временем наши собаки изучают окрестности и найдя остатки какой то птицы устраивают пиршество хрустя костями и перьями.
27.03.Восьмой день похода. Возвращение . Утром дежурные приготовили двойную порцию хлопьев — надо заботиться о тех, кого приручили. Выход в 8-00.
Вначале держим путь к следам ледовой переправы — на подтаявшем снеге хорошо видны лунки от вешек и остатки снежного бордюра. Помня о трещине в районе мыса Кобылья Голова двигаемся правее острова Хибин на полуостров Улан-Хада рядом с трассой ледовой переправы. Переправа идет в залив Мухор, а мы не доходя до полуострова Улан Хада двух километров поворачиваем влево к Сахюрте. Идем через бугристый лед по автомобильным следам. Напротив залива Куркут, за 4 км до финиша останавливаемся на обед. В пятистах метрах от нас в глубине пролива спасатели в красных гидрокостюмах вытаскивают провалившуюся в полынью задним колесом Калдину. Обед проходит как говорится на фоне… Неожиданно идиллию нарушает небольшой белый автомобиль , двигающийся в сторону мыса Кобылья Голова, который стремительно проваливается под лед на наших глазах и в присутствии спасателей. Первый порыв был подойти ближе, помочь,однако на пути к провалившейся машине отчетливо проявились промоины и двигаться в ту сторону было небезопасно. Спасатели отреагировали быстро- «подушка» завелась и на небольшой скорости стала подходить к месту провала. На льду появились две темные фигуры — пассажиры Нивы выбрались на лед. Как потом выяснилось, в машине их было трое , а на лед выбрались двое… Дальнейший наш путь до финиша прошел под впечатлением увиденного и поэтому скорость движения была весьма высока. Наши собаки по мере приближения к поселку стали самостоятельней , быстро оббежали все рыбацкие палатки в округе и осмотрели все лестницы спускающиеся к Байкалу. На лестницу турбазы Ветер странствий собак мы не пустили и они расстались с нами без малейшего сожаления, впрочем как и мы…
Подъем по лестнице турбазы занял пол часа, за это время мы успели оплатить проживание и получить ключи от комнат, которые нас ждали восемь незабываемых дней. Все , поход закончен, теперь воспоминания и осмысление, а также два дня дороги домой…