Кикимора – один из самых неоднозначных персонажей славянской мифологии. Существует целый ряд противоречивых легенд, рассказывающих об этом существе, но все они сходятся в одном: кикимора является созданием, лишенным плоти, но способным воздействовать на физический мир. Также вполне очевидно, что кикимора – это явный враг рода людского, который одной из своих главных задач считает нанесение прямого или косвенного вреда людям.
О появлении кикимор существует несколько легенд, суть которых можно свести к всего трем вариантам:
- в кикимор превращаются умершие некрещеные младенцы, мертворожденные, недоношенные или выкидыши;
- кикиморами становятся дети, рожденные от связи земной женщины с огненным змеем;
- в кикимор обращаются дети, которых по той или иной причине прокляли их родители.
Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «неправильных» покойниках. Согласно поверьям, она появляется в домах, построенных на «нехорошем» месте: например, на меже, где захоронен «нечистый» покойник.
В крестьянской среде существовало поверье, что в строящийся дом кикимору могут запустить плотники или печники, которые остаются недовольны вознаграждением хозяев. В таких случаях они изготавливали из щепок и лоскутков кукольное изображение кикиморы и закладывали его за матицу с особым приговором.
В любой легенде кикимора описывается как призрачное создание, способное растворяться в темноте, а потому в особой степени любящее ночное время суток. Её нападения сопровождаются паническими атаками и приступами неконтролируемого страха. На детей кикиморы насылают кошмарные сны, а на взрослых наводят чудовищные галлюцинации, разрушающие психику людей. Во многих легендах говорится о том, что кикимора легко может свести человека с ума довести его до суицида.
По другим легендам кикимора хоть и злобна, но фактически безвредна. Она может пошуршать ночью в тёмном углу, напугав маленького ребенка. Может уронить на пол кружку, стоящую на краю стола. Может разогнать по всему дому пыль и мелкий мусор. Может украдкой дёрнуть человека за волосы. Но на большее она не способна. Это просто маленькая женщина. Днём она сидит за печкой или в подполе, и её не видно. По поверьям, кикимора старается не попадать на глаза людям из опасения, что на неё могут накинуть нательный крест, и тогда она останется недвижима. Ночью же кикимора выходит из своего убежища проказить. Она растворяет двери, перебегает из комнаты в комнату, топает, стучит посудой, кидается из подполья луковицами. Кикимора очень любит позабавиться с веретенами, прялкой и начатой пряжей. По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева — звуки прядения кикиморой в доме предвещают беду).
Во многих местностях считали, если кикимора привидится с прялкой на передней лавке, это к смерти кого-либо из домочадцев. Когда она выходит из подполья или плачет — тоже к несчастью.
Считается, что ее любимое место для «работы» — правый от входа угол рядом с печью, куда обычно сметают сор со всей избы. Крестьяне рассказывали, что когда кикимора прядет, свист от веретена раздаётся по всей избе. Особенностью кикиморы, когда она сидит или прядет, является то, что она постоянно подпрыгивает на одном месте. Кроме того, в народе говорили, что кикимора прядет нитки наоборот, в другую сторону, чем обычно это делают люди. При этом она путает, мусолит и рвёт пряжу. Во многих местностях считали, что таким образом кикимора специально вредит тем, кто после работы оставляет пряжу неубранной, а прялку без благословения.
Работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке после трудно закончить: клок кудели придется прясть целый день; если же она потрудится над недошитой рубашкой, то её и за неделю не удастся закончить — придётся всё время распарывать и шить заново. Известно, что кикимора шьет неровно и сама никакую работу не доводит до конца.
Кикимора очень не любит ленивых хозяек. Она всячески старается им насолить: тормошит маленьких детей так, что они ночью плачут, пугает подростков блеском своих выпученных глаз и рожками на голове, портит хозяйственную утварь и прядево. И напротив, как и другие домашние духи, кикимора благоволит к хорошим хозяйкам, умелым и старательным. Чтобы им облегчить работу, она баюкает по ночам маленьких детей, перемывает посуду, устраивает так, что тесто хорошо всходит и пироги выпекаются пышные. Незадачливой хозяйке, чтобы добиться покровительства кикиморы, приходится найти в лесу горький корень папоротника, настоять его на воде и перемыть ею все кринки и горшки. По поверьям, кикимора очень любит папоротник, и за оказанное ей внимание может оставить женщину в покое.
Может вредить домашним животным, в частности курам. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами — подызбицами, темнотой) кикимора схожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.
Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Другие же возводят ее к древнему балто-славянскому корню кик- / кык- / кук-, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова — «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» может быть именами самостоятельного мифологического персонажа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть».
Иногда кикимору считают женой домового. Даль описывает, что кикимора — разновидность домового, днём сидит невидимкою за печью, а по ночам проказит с веретеном и прялкой, а также бросает посуду, мешает спать, путает пряжу.
Костюм кикиморы обычно состоит из лохмотьев льняной рубахи. Иногда присутствуют бусы из черных камней и разные побрякушки непонятного назначения. Живет кикимора в правом от входа углу, куда обычно сметается весь ссор, либо прямо за печкой. Также может жить на чердаке или в подвале.
Облик кикиморы мерзок и вызывает острое чувство отторжения. Некоторые легенды описывают кикимору, как существо с очень тонким телом и маленькой (с наперсток) головой.
Вместе с тем существуют поверья, судя по которым кикимора предстает в облике прекрасной женщины, либо полностью обнаженной, либо в одной (всегда одноцветной) рубахе. Однако эти поверья, вероятно, путают кикимор с русалками. Видимо, именно отсюда появилась легенда о существе, которое зовется кикимора болотная. На самом деле, когда речь идет о кикиморах болотных, то чаще всего имеются в виду те же русалки или другие водные духи, а вовсе не настоящие кикиморы.
Также существует предположение, что почти легендарная кикимора болотная – это лихо, совсем другой персонаж славянской мифологии.
Легенды утверждают, что кикимора может петь. Песни кикиморы обладают магическим свойством и приманивают к себе одиноких путников. На самом же деле песня кикиморы ужасна и человек только под действием чар может не заметить этого. Однако стоит повторить тезис о том, что в таких легендах речь, вероятнее всего, идет совсем не о кикиморах.
Избавиться от кикиморы очень сложно. Правда, как и в случае с другими мифологическими существами, от неё можно защититься, произнеся молитву, Божье имя, или, напротив, — матерную брань.
Одним из действенных способов отвязаться от кикиморы считалось обвязывание использующейся в семье солонки можжевельником: по поверьям, в этом случае кикимора не сможет брать из нее соль и солить хлеб своему мужу-домовому. Чтобы кикимора не мучила кур, согласно одному из лечебников XVIII века, под шесток следовало положить верблюжью шерсть и ладан. Изгнать это вредное создание можно было, окропив дом святой водой. Одолеть кикимору можно и специальным ведунским или волховским заговором. Также великолепный оружием против кикиморы выступают чеснок, полынь, соль и серебро. В дом, возле входа в который зарыт серебряный предмет или посыпана солевая дорожка, кикимора не войдет.
Вне людских домов кикиморы не живут и во всех легендах, связанных с некой кикиморой болотной, речь идет о совсем другом создании.