Баба Яга — почтенная дама, живущая в избушке на курьих ножках с забором из человеческих костей и черепов, с засовами из рук и ног, с замками из челюстей с острыми зубами. Иногда она скрюченная и жалкая, иногда грозная и могучая. Но обычно растрёпанная и неухоженная… Никогда Яга не подпоясывается, даром, что бюст у неё свисает ниже пояса, придавая ей вид поистине устрашающий. Голова зачастую непокрыта, волосы – седые, а лицо покрыто морщинами.
Среди серьезных физических недостатков Яги — костяная нога, а значит и низкая скорость передвижения. Однако Яга вполне компенсирует инвалидность техническими средствами, как то: изба, ступа, иногда — помело, метла.
Ступа — личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть её изрядную массу, никак не приспособленную к полету.
Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета…
Вспомнили сказки? А между тем, сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Мифы славян утверждают, что Яга являлась дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, и имела неограниченный доступ к самому Верхнему царству. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала самой Ладе, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави.
Также Яга была могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга не вмешивалась. Она считала, что всё это мелочи, не достойные внимания божественного создания. Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и, бесцельно скитаясь по миру, забрёл в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошёлся в поединке, а потом искренне полюбил.
Со временем образ богини, которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. Верхнее царство Нави ещё не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело никакого отношения. То есть, этот мир находился на самой границе Яви и Нави. Именно отсюда и возник образ колдуньи, живущей где-то между миром людей и иным миром. Отсюда же и образ костяной ноги (или некоторых иных костяных частей тела), который придаёт Бабе Яге сходство с живым мертвецом, существом, находящимся на границе миров.
В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая тёмная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас. Некоторые легенды объясняют это проклятием Ирийских богов, которое постигло Ягу, когда по её наущению Велес похитил из Прави небесных коров. С тех пор, утверждают легенды, вечно молодая Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.
Можно предположить, что Яга — нежить. Тут срабатывает и костяная нога и манеры — пить кровушку и летать по ночам. Знаменитое «русским духом пахнет!» можно объяснить той же теорией: по ряду поверий, мёртвые не видят живых, а живые мёртвых, и потому Яга вынуждена полагаться на нюх.
В современном представлении Баба Яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц. Она знает языки животных и растений, повелевает стихиями, ведь во многих легендах подчёркивается её способность к свободному парению в воздухе. И Лешими и Кикиморами обычно командует она.
Но в то же время, Баба Яга — всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти, проводник душ умерших в потусторонний мир.
Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство), благодаря совершению определённых ритуалов.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий Бабы Яги. После узнавания героя по запаху и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя (совершая таким образом ритуальное омовение). Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение (поминки).
И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно умереть для живых, чтобы попасть в Тридесятое царство (иной мир). Там, в Тридесятом царстве, куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится преодолевать.
Изба Яги снабжена курьими ножками. Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека и падка на любезное обращение, что порой выходило Яге боком. Ведь сама Яга не считает нужным проявлять вежливость к собственному жилищу. Курьих ножек то ли две, то ли четыре. Есть сведения о том, что они могут и затоптать незваного гостя. Движется изба, судя по всему, размашистым бегом наподобие страусиного, но не так чтобы очень быстро.
Но всё не так весело, как в сказках.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Вот и избушка на курьих ножках изображается стоящей на опушке, и вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.
Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили избу смерти.
Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. А Баба Яга — это умерший предок. Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека. Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым).
Сказки, где Баба Яга выступает в роли похитительницы и пожирательницы детей, ставятся исследователями в один ряд с сюжетами, где вообще присутствует мотив отправления детей в лес или в науку к лесному чудищу. Этот круг сказок связываются учеными с древними обрядами посвящения.
Возраст, в котором дети подвергались обряду посвящения в разных культурных традициях, был различен: и при наступлении половой зрелости, и раньше. Социальная функция этого обряда состояла в том, что посредством участия в нём мальчик или юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным его членом и приобретал право вступления в брак.
Формы обряда посвящения у разных народов были различны, хотя их общей особенностью была трёхчастность структуры. Обряд состоял из выделения ребёнка из общества, так как обретение нового статуса должно происходить за пределами устоявшегося мира, затем — периода испытаний и учений и, наконец, возвращения в коллектив в новом статусе. Обряд сопрягался с представлениями о так называемой временной смерти посвящаемого. Предполагалось, что во время обряда мальчик или юноша умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне, и, как правило, сопровождался телесными истязаниями и повреждениями, имевшими свои особенности в каждом племени. Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика во время обряда символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. В разных культурных традициях это достигалось с помощью голода, жажды, темноты, ужаса, которым подвергались посвящаемые и которые в мифологическом сознании соотносились с представлениями о смерти. Проходя обряд, посвящаемый забывал всё на свете, чтобы вернуться новым человеком. «Воскресший» получал новое имя, на его кожу наносились знаки пройденных испытаний. Кроме всего этого, мальчик проходил определенную школу: его обучали приемам охоты, сообщали ему мифы племени и тайны религиозного характера, исторические сведения о его народе, правила и требования быта, готовили к браку и т.д.
Возвращаясь к образу Бабы Яги, следует сказать несколько слов о предположениях исследователей относительно его происхождения: генетически этот сказочный персонаж восходит к эпохе матриархата. Образ Бабы Яги возводится учёными к представлениям о родовом предке по женской линии. Именно как предок она связана с очагом и готовкой пищи. Первое приобщение героя к «чужому» миру, вход в который охраняет Баба Яга, связано с вкушением приготовленной ею пищи. Мотив угощения героя Ягой на его пути в тридесятое царство сложился, по мнению исследователей, на основе древнего представления об особой пище, которую умерший принимает на пути в потусторонний мир.
Итак, Баба Яга — страж и проводник. Её изба стоит на границе мира живых и мёртвых. Эти миры разделяет река Смородина — водный рубеж «мира иного», аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет». (Смородина от др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах»).
На той реке стоит Калинов мост. Название «Калинов мост» происходит не от растения калина, а от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала докрасна́. Река Смородина также называется Огненной. Потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Фраза «Перейти Калинов мост» — означала смерть, но в то же время фраза «Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту» — означала любить, так как замужество невесты символически осмысляется, как смерть в прежнем качестве и рождение в новом. Мост стережёт Змей Горыныч (аналог Цербера?).
Дела с Ягой заканчиваются миром намного чаще, чем с большинством представителей нечистой силы. Она не испытывает вражды к людям как таковым, хотя и не слишком их любит. Нередко у неё есть свои счёты к врагам людей, которые она не прочь свести при помощи человека, а иногда ей просто оказывается симпатичен гость. Яга может снабдить важной информацией, а порой и «помочь материально» (зельями, к примеру). Может выдать какого-нибудь из своих слуг в помощь.
Однако учтите: идти на контакт с Ягой стоит только мужчинам или подросткам. Женщинам и детям приближаться к её избе крайне не рекомендуется.